Стратегические цели в SAFe®
Дата: 12.12.2023
Что такое стратегия? Зачем и как формировать стратегию? Как стратегия влияет на реализацию? Ответы Scaled Agile Framework® (SAFe®).
Стратегические темы – это бизнес-цели на уровне портфеля, которые обеспечивают конкурентное и стратегическое преимущество. Они обеспечивают бизнес-контекст для стратегии портфеля и принятия решений, представляя собой аспекты стратегических целей предприятия.
Стратегические темы – это важнейший инструмент для донесения критически важных бизнес-целей до Agile-команд и АRT (Agile Release Train), c помощью чего их цели согласовываются с целями всего предприятия.
В этой статье описываются стратегические темы и объясняется процесс их формирования и реализации в рамках портфеля в SAFe.
Agile-команда — это кросс-функциональная группа размером 10 и менее человек, которая обладает всеми необходимыми навыками для определения, создания, тестирования и внедрения ценности своим клиентам.
Agile Release Train (ART) — это долгосрочная команда Agile-команд, которая инкрементально разрабатывает, внедряет и часто эксплуатирует одно или несколько решений в рамках потока разработки ценности.
Стратегические темы
Стратегические темы связывают стратегию предприятия с портфелем, как показано на рисунке 1. Они объединяют стратегические факторы, такие как видение предприятия, конкурентная среда и существующий контекст портфеля, в краткие, выполнимые и измеримые цели. Стратегические темы лучше всего излагать в формате целей и ключевых результатов (Objectives and Key Results, OKR). Они написаны простым деловым языком и говорят о том, чего будет добиваться портфель, обеспечивая ясность, необходимую для принятия решения, всем участникам и лицам, принимающим решение.
Руководители портфелей используют стратегические темы для управления портфелем и доведения до АRT и команд информации о ценности решений для предприятия. Аналогично, АRT и команды поддерживают соответствие бизнес-целям, ссылаясь на стратегические темы при определении и выполнении работ в виде Эпиков и Фичей.
Формирование стратегических тем обеспечивает связь всех решений со стратегией предприятия, предотвращая отклонение результатов портфеля от намеченных бизнес-результатов
Цели и Ключевые Результаты (Objectives and Key Results, OKR) — это методика организации совместной работы для постановки четких целей и измеримых результатов.
Эпик — существенная инициатива по разработке Решения.
Фича представляет собой функциональность решения, которая несет ценность для бизнеса, удовлетворяет потребности заинтересованных лиц и имеет такой размер, что она может быть реализована одним Agile Release Train в рамках одного Интервала Планирования (Planning Interval, PI).
Сотрудничество по стратегическим темам
Руководители предприятия, корпоративные архитекторы, члены Lean-управления портфелем (Lean Portfolio Management, LPM) и заинтересованные лица портфеля, такие как консультанты, финансисты и прочие, сотрудничают при разработке стратегических тем (рисунок 2).
Вместе они обладают необходимым стратегическим, финансовым, техническим и прочим опытом, необходимым для воплощения стратегии предприятия в эффективную стратегию портфеля.
Эти лидеры собирают ключевые данные, формируют стратегию портфеля, которая позволяет реализовать стратегию предприятия и разрабатывают стратегические темы, которыми будут руководствоваться Agile-команды и ARTs. Группа регулярно собирается для оценки, корректировки и уточнения стратегических тем. Многие организации ежегодно формулируют новые стратегические темы, а также решают, какие из них следует сохранить на следующий год.
Лидеры несут ответственность за успех стратегии портфеля. Их участие в создании стратегических тем является важнейшей обязанностью и не может делегироваться.
Корпоративный Архитектор отвечает за разработку технологической концепции, стратегии и дорожной карты портфеля.
Lean-управление Портфелем — это компетенция, которая позволяет согласовать стратегию и исполнение, применяя подходы Lean и системного мышления к стратегии и инвестиционному финансированию, операциям и Agile-управлению портфелем.
Формулирование стратегических тем
Стратегические темы исходят из видения и стратегии предприятия. Хотя основной фокус SAFe – это создание решений, а не разработка видения и стратегии предприятия, организация, работающая по методологии SAFe, должна понимать и то, и другое. Стратегические темы согласуются со стратегией предприятия через формирование портфеля.
На рисунке 3 показаны шесть ключевых исходных данных, которые обеспечивают стратегическое, коммерческое и техническое понимание, необходимое для формулирования портфельной стратегии. Описание и пример каждого из них приведены ниже.
Видение предприятия
Видение предприятия обеспечивает согласованность всех частей организации. Оно отвечает на вопрос: «Зачем мы существуем?» Например, Amazon существует для того, чтобы «быть самой клиентоориентированной компанией на Земле». Netflix существует, «чтобы развлекать мир». Высшее руководство организации формирует видение предприятия. Оно сохраняется надолго и обычно меняется только после значительных событий, таких как смена генерального директора, слияние, крупное приобретение или изменение бизнес-модели.
Видение предприятия включает в себя основные ценности, цель и миссию. Основные ценности – это бескомпромиссные убеждения, которые служат основой для организации. Цель – это долговременная причина существования организации. Миссия – это убедительная, четкая, сложная, но достижимая цель, которая придает энергию и фокус всему предприятию. Вместе они определяют сильное «почему» для компании.
Стратегия предприятия
Стратегия предприятия описывает, как компания будет выполнять свою миссию с помощью своих продуктов и услуг, клиентов, финансового положения, персонала, бизнес-модели и партнерских отношений. Это курс направленный на то, чтобы поставить компанию в более выгодное положение по сравнению с конкурентами или, если речь идет о государственной или некоммерческой организации, выполнить свою миссию.
Стратегия предприятия отвечает на вопрос: «Что мы будем делать, чтобы завоевать рынок?» Например, стратегия выхода на новые рынки может быть выражена как «увеличение доли рынка на 3% на целевых развивающихся рынках за счет стратегических партнерств и инновационных предложений продукции».
Руководители предприятий разрабатывают и периодически актуализируют стратегию предприятия в ответ на меняющиеся потребности бизнеса. Стратегия может быть разработана внутри компании или с привлечением консультантов. Как правило, она сохраняется в течение нескольких лет и проявляется в виде OKR или в другом формате, который подходит предприятию. Как правило, подмножество стратегии предприятия связано с предоставлением решений с цифровыми технологиями, что является областью SAFe. Это подмножество должно быть определено и включено в формулировку портфельной стратегии и связанных с ней стратегических тем.
Контекст портфеля
Контекст портфеля описывает текущее состояние решений портфеля и его производительность, измеряемую с помощью KPI (Key Performance Indicators) потока ценности. Это базовая точка отсчета для разработки новых эпиков и фич. Лидеры портфеля – это эксперты, способные ответить на вопрос: «Какова наша отправная точка?» Например, контекст портфеля для компании медицинского страхования, скорее всего, будет представлять собой экосистему решений, поддерживающих продажу страховых продуктов, регистрацию новых клиентов, управление инвестиционными инструментами, обслуживание счетов и обработку претензий.
Ключевые Показатели (Key Performance Indicators, KPIs, Ключевые Показатели Эффективности) Потока Ценности — это численные метрики, используемые для оценки того, насколько Поток Ценности соответствует своим бизнес-целям.
Конкурентная среда
Стратегии развития продуктов и услуг не могут быть сформулированы в вакууме. Лидеры портфеля отвечают на вопрос: «С какой конкуренцией мы сталкиваемся?» – опираясь на конкурентный анализ, который выявляет наиболее значимые угрозы для бизнеса и возможности для увеличения существующей доли рынка. Например, анализ, проведенный для компании, предоставляющей финансовые услуги, может показать, что агентская сеть удерживает ее позиции в пригородных районах. Однако, отсутствие цифровых возможностей ограничивает ее способность конкурировать в сельских районах.
Финансовые цели
Независимо от того, измеряются ли финансовые цели в доходах, рентабельности, доле рынка или других показателях, финансовые цели, используемые для оценки портфельных решений, необходимы для разработки портфельной стратегии. Каждое предприятие руководствуется определенным набором финансовых целей, которые отвечают на вопрос: «Как мы оцениваем работу компании?» Например, финансовая цель может заключаться в том, чтобы «добиться увеличения выручки на 10% за год».
Отличительная компетенция
Отличительная компетенция – эффективные стратегии используют уникальные преимущества, которые отличают решения организации от других решений на рынке. Конкурентные преимущества предприятия выясняются путем ответа на вопрос: «В чем мы лучше других?» Руководители портфелей должны продумать, как стратегия портфеля может использовать сильные стороны конкурентов и одновременно устранить недостатки. Например, телекоммуникационная компания может обладать непревзойденным опытом в создании и обслуживании сетевой инфраструктуры нового поколения, но иметь сравнительную слабость в возможностях поддержки клиентов.
Синтезирование портфельной стратегии
На основе вышеуказанных данных руководители предприятий и портфелей, а также заинтересованные лица определяют стратегию портфеля и записывают стратегические темы.
Несмотря на то, что не существует четкого формата проведения таких обсуждений, достижение этих дифференцированных бизнес-целей часто включает в себя итерационный цикл создания идей, уточнения и доработки.
Стратегические темы пишутся простым деловым языком с четкими показателями. Если они будут достигнуты, то принесут бизнес-результаты, способствующие реализации стратегии предприятия.
Они могут быть написаны в виде простой фразы или с использованием предпочтительного подхода OKR, как показано на рисунке 4. OKR обеспечивают простой, структурированный подход к созданию согласованности и вовлеченности вокруг измеримых и амбициозных целей.
Каждая цель сопровождается 3-5 ключевыми результатами, которые часто представляют собой сочетание опережающих и запаздывающих показателей.
Помимо стратегических тем результатом формулирования портфельной стратегии также являются распределение бюджета по потокам ценности. Эти бюджеты финансируют и поддерживают людей, которые создают решения, воплощающие стратегию в жизнь. Стратегические темы и бюджеты потоков создания стоимости обеспечивают людей, ресурсы и ясность для достижения стратегических результатов.
Lean-бюджеты — это подход к финансовому управлению, который финансирует потоки поставки ценности вместо проектов, ускоряя доставку ценности и снижая накладные расходы, связанные с традиционным учетом затрат на проект.
Управление портфелем
Реализация бесцельна без стратегии, а стратегия бесполезна без реализации.
Приписывается Моррису Чангу, основателю и бывшему генеральному директору TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company)
Стратегические темы определяют поведение и принятие решений в рамках всего портфеля, обеспечивая Agile-команды и ART соответствия стратегии портфеля и предприятия. Это влияние начинается с принятия решений и проведения мероприятий на уровне портфеля, как показано на рисунке 5, которые, в свою очередь, определяют все аспекты внедрения SAFe.
Видение и бэклог портфеля
Стратегические темы являются прямым вкладом в видение портфеля. Они могут влиять на решения, партнеров, ключевые активности, сегменты клиентов, потоки доходов и другие элементы бизнес-модели, представляемой на канвасе портфеля. Они также дают представление об эпиках, необходимых для реализации видения, и служат критериями принятия решений по бэклогу портфеля.
Концепция Портфеля описывает будущее состояние Потоков Ценности и Решений.
Бэклог Портфеля — это Канбан-система, предназначенная для сбора, проработки и управления новыми Бизнес- и Энейблер-эпиками для создания и развития продуктов, сервисов и решений в рамках Портфеля.
Видение решения
Стратегические темы влияют на видение решения и бэклоги на каждом уровне. Они помогают определить значения WSJF (Weighted Shortest Job First) и приоритеты эпиков. Текущие стратегические темы также влияют на эпики, которые поступают из портфеля или возникают локально на местах. Ввиду их важности представители бизнеса представляют их во время PI-планирования. Кроме того, стратегические темы обеспечивают жизненно важное концептуальное согласование между ART и Solution Train.
Weighted Shortest Job First (WSJF) — модель приоритизации «Более Ценная и Короткая Работа Сначала» для упорядочивания работ с достижением максимальной экономической выгоды. В SAFe WSJF оценивается делением стоимости задержки на относительную длительность реализации.
Представители Бизнеса — ключевые заинтересованные лица ART, которые несут решающую ответственность за технологическую и бизнес-основу возврата инвестиций (Return on Investment, ROI), управления и нормативно-правового контроля (Сompliance).
Solution Tran — это организационная структура, которая разрабатывает крупные Решения, требующие слаженной работы нескольких ARTs и Поставщиков.
Бюджеты и правила бюджетирования потоков ценности
Стратегические темы оказывают глубокое влияние на бюджеты и правила бюджетирования потоков создания ценности, определяя инвестиции и распределение людей, необходимые для достижения стратегических результатов. Они помогают обеспечить распределение бюджетов в соответствии с их ценностью для бизнеса и правильное сочетание краткосрочных возможностей и долгосрочных стратегий при инвестировании в портфель.
Правила Lean-бюджетирования — это политики и практики бюджетирования, осуществления расходов и управления для конкретного SAFe-портфеля.
Измерение прогресса по стратегическим темам
Как правило, стратегические темы оцениваются ежеквартально, часто в рамках обзора стратегии портфеля. Таким образом, стратегические темы дают возможность постоянно отслеживать прогресс, позволяя организации усиливать успехи или предпринимать необходимые корректирующие действия.
Резюме
Стратегические темы обеспечивают бизнес-контекст для портфельной стратегии и принятия решений, связывая усилия по созданию потока ценностей с целями более широкого предприятия. Они тщательно разрабатываются в ходе совместного процесса формулирования стратегии портфеля.
В ходе этого процесса текущий контекст предприятия и портфеля синтезируется в измеримые цели, которые отражают наиболее важные стратегические, коммерческие и технические задачи портфеля. Затем они направляют мысли и действия Agile-команд, ART и заинтересованных лиц по всему портфелю на достижение убедительных бизнес-результатов.