Все статьи

Сергей Рогачев

Генеральный директор «Лидеры изменений», Agile-коуч, эксперт в Agile-трансформации крупных компаний.

Развивает SAFe® и OKR в России, продюсер исследования «Agile в России», конференций Enterprise Agile Russia и OKR Russia. Публичные кейсы: Монитор Электрик, РТЛабс, Газпром нефть, ХМАО, HeadHunter, Главстрой, Xsolla, Администрация города Саратов, Билайн, DSSL и Сбербанк.

Подробнее

PI-планирование в SAFe®

Дата: 17.01.2017

Scaled Agile Framework® (SAFe®) — фреймворк Agile-разработки, разработанный Scaled Agile, по сути база знаний по реализации бережливой Agile-разработки в корпоративных масштабах.

Задачи по разработке продукта невозможно заранее предугадать. Передайте планирование и отслеживание тем, кто может оценить конечный результат и влиять на то, каким он будет.

В SAFe нет никакого волшебства… разве что только PI-планирование.

Один из принципов Agile-манифеста говорит, что «непосредственное общение является наиболее практичным и эффективным способом обмена информацией как с самой командой, так и внутри команды». Это несложно осуществить, если у вас одна небольшая команда. А как быть в масштабах огромной компании, когда команд много и необходима их синхронная работа? Для этого в Scaled Agile Framework (SAFe) используется инструмент PI-планирование (PI Planning) — это практика прямого общения всех команд, представителей бизнеса и других заинтересованных лиц, которые как бы объединяются в одну большую команду — Agile Release Train (ART).

Общение проходит на регулярных встречах со стандартной повесткой: в начале презентация представителей бизнеса с рассказом о текущей ситуации, стратегии и задачах, затем сессия планирования, когда команды создают план реализации инкремента продукта, создаваемого в рамках программы — Program Increment (PI). Сразу оговоримся: в терминологии SAFe для обозначения большого количества взаимосвязанных между собой команд используется термин «программа», в дальнейшем мы будем его придерживаться. В этой сессии принимают участие все члены ART, насколько это возможно. Для фасилитации таких встреч выделена специальная роль — Release Train Engineer (RTE). Он же отвечает за эскалацию блокеров, помогает в управлении рисками, поставке ценности и непрерывном совершенствовании.

Для подобных мероприятий по планированию, исследованиям и обучению предусмотрена специальная IP-итерация (Innovation and Planning iteration), чтобы не занимать время команд на других итерациях внутри PI. Сессия длится от 1,5 до 2 дней. Результатом является согласованный набор целей программы на следующий PI.

Географически-распределенные ART проводят эту встречу одновременно в разных местах, но поддерживают между собой постоянную связь.

Обзор

PI-планирование важно проводить регулярно, ведь оно задает ритм работы всего ART. Это неотъемлемая часть SAFe: если вы не проводите PI-планирование, вы не применяете SAFe.

Сессия PI-планирования на 250 участников

PI-планирование предоставляет бизнесу множество преимуществ:

  • Внутри ART налаживается деловое общение, ведь многие из тех, кому нужно делать совместные проекты, впервые знакомятся вживую.
  • Обеспечивается высокая эффективность коммуникации между всеми членами команд и заинтересованными лицами. Проще говоря, если собрать много людей вместе и дать им цель, то это приводит к необычайной энергетике общения. Проверено на нашем опыте! (прим. переводчика)
  • Бизнес-заказчики и разработчики наконец-то слышат друг друга и начинают действовать слаженно в соответствии с целями бизнеса.
  • Команды начинают видеть «картинку в целом», выявляются зависимости, что подталкивает команды к координации между собой и другими ART.
  • Команды выбирают только необходимый минимум требований к архитектуре и пользовательскому интерфейсу. Это позволит уложиться в запланированные сроки и «не наворачивать» избыточный функционал.
  • Объем работ планируется с учетом емкости команд, за счет чего устраняется избыток незавершенной работы.
  • Форсируется принятие решений.

К сессии готовятся следующие материалы: дорожная карта, концепция, топ-10 приоритетных фич из бэклога программы и другие артефакты для передачи бизнес-контекста.

Основными результатами PI-планирования являются:

  1. Набор SMART-целей команд на PI, которые каждая команда определяет самостоятельно. Каждая цель оценена с точки зрения значимости для бизнеса. Цели всех команд объединены в набор целей всей программы на PI.
  2. Доска программы, на которой показаны новые фичи, ожидаемые сроки их реализации и любые другие вехи, с которыми связаны цели команд.
  3. Общее согласие с реалистичностью и готовность взять на себя ответственность за достижения этих целей.

Подготовка

PI-планирование — важное событие, которое требует подготовки, координации и коммуникации. Участники мероприятия: продуктовые менеджеры, Agile-команды, архитекторы и инженеры, системные команды, заинтересованные лица — все они должны быть заранее оповещены и прийти на мероприятие хорошо подготовленными.

Успешное мероприятие готовится по следующим направлениям:

  • Организация: согласованность бизнеса и разработки по стратегии, готовность команд и всего ART.
  • Содержание: подготовленность менеджмента и разработчиков.
  • Инфраструктура: место проведения и логистика мероприятия.

Ниже приводится описание подготовки по каждому направлению.

Организация

Важно убедиться, что у программы есть стратегия, которая будет понятна участникам мероприятия, включая заинтересованных лиц и представителей от бизнеса, что работа команд соответствует этой стратегии, что в ART есть люди на всех ключевых ролях.

Ниже примеры вопросов, которые помогают определить эту готовность.

  • Объем работы и контекст планирования: «Понятны ли рамки планирования: продукта, системы, технологической области? Знаем ли мы, какие команды нужны для совместного планирования?»
  • Согласованность бизнеса: «Согласованы ли приоритеты между представителями от бизнеса?»
  • Agile-команды: «Есть ли у нас Agile-команды? Все ли команды укомплектованы разработчиками и тестировщиками? Везде ли определены Скрам-мастер и владелец продукта?»

Содержание

Не менее важно правильно донести концепцию и бизнес-контекст, поэтому на сессии должны присутствовать все необходимые заинтересованные лица. Для этого PI-планирование включает следующие активности:

  • Обзор текущего бизнес-контекста от топ-менеджмента.
  • Обзор продуктовой концепции, который готовят продуктовые менеджеры на основе топ-10 приоритетных фич из бэклога программы.
  • Обзор архитектурной концепции обычно представляет технический директор или архитектор, чтобы рассказать о технологических новинках для поддержки реализации фич, а также о нефункциональных требованиях.

Инфраструктура

Подготовить место проведения и техническую инфраструктуру мероприятия с большим количеством участников не так просто, особенно если есть удаленные участники.

Ниже приведены моменты, которые следует учесть.

  • Пространство: в помещении должно быть достаточно просторно для всех участников, включая места для перерывов при необходимости.
  • Техническая поддержка: заранее определите людей, которые будут помогать вам с настройкой, тестированием и решением проблем с технической инфраструктурой на мероприятии.
  • Каналы связи: распределенные сессии планирования требуют наличия основных и резервных каналов трансляции аудио, видео и презентаций.

Повестка

В целом мероприятие соответствует стандартной повестке, которая показана ниже. Далее мы рассмотрим каждый блок мероприятия подробнее.

Стандартная повестка 2-дневной сессии PI-планирования

Стандартная повестка 2-дневной сессии PI-планирования

День 1

День 2

Результаты

Успешное PI-планирование позволяет получить три основных артефакта:

  1. Набор SMART-целей команд на PI, которые каждая команда определяет самостоятельно. По каждой цели представителями от бизнеса определена оценка ее бизнес-ценности.
  2. Доска программы, на которой видны сроки поставки новых фич, зависимости между командами и зависимости от других ART, а также важные вехи.
  3. Согласие всех команд ART с реалистичностью целей PI и их готовность взять на себя ответственность за достижение этих целей.
Доска программы одного ART

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Масштабирование Agile по SAFe®

Тренинг Leading SAFe® призван помочь крупным компаниям и быстро растущим командам справиться с проблемами синхронизации, возникающими вследствие сложной структуры, большого числа проектов и продуктов. По окончании тренинга и сдачи выходного экзамена участники получают международный сертификат Certified SAFe® Agilist (SA).

Зарегистрироваться