Все статьи

Сергей Рогачев

Генеральный директор «Лидеры изменений», Agile-коуч, эксперт в Agile-трансформации крупных компаний.

Развивает SAFe® и OKR в России, продюсер исследования «Agile в России», конференций Enterprise Agile Russia и OKR Russia. Публичные кейсы: Монитор Электрик, РТЛабс, Газпром нефть, ХМАО, HeadHunter, Главстрой, Xsolla, Администрация города Саратов, Билайн, DSSL и Сбербанк.

Подробнее

Самолетики – игра про роль Владельца продукта

Дата: 08.08.2024

Игра отлично показывает обязанности Владельца Продукта (Product Owner, PO) не только тем, кто выполняет эту роль, но и всем остальным, кто работает по Scrum: разработчики, заинтересованные лица, менеджеры и прочие. Идея игры – показать не столько то, что PO должен делать, сколько то, что он делать не должен.

Нужно пройти 3 спринта, за которые команды должны построить самолет. Каждый спринт длится около 3 минут, а обзоры около 2 минут (можно изменить в зависимости от размера команды).

Каждая команда должна организоваться самостоятельно: SM (Scrum Master, Scrum-мастер) не нужен (для простоты), PO (Product Owner, Владелец Продукта) – это сами ведущие. Чем больше команд у PO, тем лучше. Задумка в том, что PO будет недоступен команде во время спринтов.

Обзор включен в игру, чтобы сделать ее быстрее.

Спринт 0

Попросите участников разбиться на команды по 3-5 человек.

Цель спринта: объяснить бизнес.

Мы – авиационная компания, продаем самолеты другим компаниям. Мы создаем самолеты на основе глубокого понимания потребностей клиентов. Мы будет строить новый самолет для перевозки пассажиров и грузов с новым дизайном. Именно поэтому мы нанимаем вас (команду) для его создания. Нам очень нравится Scrum и мы верим в то, что он улучшает наш процесс!

Спринт 1

Цель спринта: попросите каждую команду построить быстрый бумажный самолет с 2 крыльями, который может пролететь как минимум 5 метров. Дайте им бумагу. Если они инженеры, то построят отличные самолетики. Чем меньше информации вы дадите, тем лучше.

Во время спринта: PO рассказывает, как складывать бумагу (говорите, как это делать).

Обзор: PO берет несколько бумажных человечков (никто не знал, что они существуют) и пытается посадить их на самолетик. Места для них нет, но PO делает все возможное, чтобы посадить человечков на самолет. Разумеется, после броска самолетики с человечками будут падать.

Спринт 2

Цель спринта: попросите все команды улучшить самолетики так, чтобы они могли нести на борту как минимум 3 человечков, а также, напомните, пролетать как минимум 5 метров. Дайте им бумажных человечков. Опять же будучи инженерами, они построят отличные самолетики. Если команды попросят что-то для крепления человечков к самолету, дайте им нитки.

Во время спринта: PO давит на команду по причине жалоб и требований клиентов, которые упали на самолете во время последних испытаний (давите на команду).

Обзор: PO представляет команде Тима Джонсона, генерального директора Blue Airlines. Blue Airlines являются первыми клиентами нового самолета. Тиму нравится дизайн самолета, но ему нужен синий самолет. Он жалуется на цвет: текущий дизайн идеально подходит компании White Airlines, которая на самом деле существует, но не его компании. Тим просит сделать самолет синим и покидает офис очень расстроенным командой и достижениями авиационной компании.

Спринт 3

Цель спринта: попросите все команды покрасить некоторые части самолетиков в синий цвет, чтобы угодить Тиму. Дайте им синие фломастеры. Как и ранее, инженеры разберутся, как сделать самолетик красивым.

Во время спринта: Тим прибегает в офис и говорит команде, что на крыльях самолета должен быть логотип. Это очень важно, потому что им нужен логотип! Тим показывает логотип и уезжает (измените рамки работ спринта).

Обзор: PO показывает продукт Тиму Джонсону, тот доволен результатом. PO поздравляет команду. Позже генеральный директор авиационной компании понимает, что достигнутые результаты далеки от ожидаемых: «нового самолета для перевозки пассажиров и грузов». Созданный продукт не соответствует концепции, что огромная (но типичная) ошибка PO.

Подведение итогов

Попросите участников поделиться мыслями:

  • Что случилось?
  • Как они себя чувствуют?
  • Что они думают о процессе, PO, команде, заинтересованных лицах?
  • Так за что отвечает PO?
  • Какие еще проблемы заметили?

Чему должны научиться участники

  1. В течение всего проекта во время спринта PO был недоступен для вопросов.
  2. Спринт 0: PO нечетко передал концепцию. Он не сделал акцент на ценности!
  3. Спринт 1: PO диктует команде, как им делать их работу.
  4. Спринт 2: PO давит на команду.
  5. Спринт 3: PO позволил заинтересованным лицам надавить на команду и изменить рамки работ спринта.
  6. В целом, PO не придерживался ценности и концепции, поэтому результат оказался ненужным. Проект завершен, но результат не соответствует ожиданиям.

Вариации

  • Цвет: при необходимости измените цвет в названии авиакомпании – если у вас есть только красные фломастеры, то назовите авиакомпанию Red Airlines.
  • Предметы: это может быть самолет, машина или все, что можно сделать из бумаги меньше чем за 3 минуты.
  • Графика: добавьте какую-нибудь графику, чтобы усилить давление со стороны компании на членов команды.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Scrum Master /школа/

Базовый курс для тех, кто хочет разобраться в фреймворке Скрам с акцентом на роли Скрам-мастера, систематизировать свои знания и расширить арсенал инструментов и практик. Полученные знания студенты применяют на своих рабочих командах уже в ходе прохождения курса. А студенты без рабочих команд получают дополнительные артефакты для отработки навыков.

Зарегистрироваться