Самолетики – игра про роль Владельца продукта
Дата: 08.08.2024
Игра отлично показывает обязанности Владельца Продукта (Product Owner, PO) не только тем, кто выполняет эту роль, но и всем остальным, кто работает по Scrum: разработчики, заинтересованные лица, менеджеры и прочие. Идея игры – показать не столько то, что PO должен делать, сколько то, что он делать не должен.
- Время: 25-35 минут.
- Участники: 4-30 человек (по 4-6 человек в 1-5 командах).
- Уровень сложности: средний.
- Флипчарт.
- Маркеры.
- Листы А4.
- Нитки.
- Малярный скотч.
- Ножницы.
- Фломастеры.
- Бумажные человечки (3 штуки на команду, 8-10 x 6-8 см).
Нужно пройти 3 спринта, за которые команды должны построить самолет. Каждый спринт длится около 3 минут, а обзоры около 2 минут (можно изменить в зависимости от размера команды).
Каждая команда должна организоваться самостоятельно: SM (Scrum Master, Scrum-мастер) не нужен (для простоты), PO (Product Owner, Владелец Продукта) – это сами ведущие. Чем больше команд у PO, тем лучше. Задумка в том, что PO будет недоступен команде во время спринтов.
Обзор включен в игру, чтобы сделать ее быстрее.
Спринт 0
Попросите участников разбиться на команды по 3-5 человек.
Цель спринта: объяснить бизнес.
Мы – авиационная компания, продаем самолеты другим компаниям. Мы создаем самолеты на основе глубокого понимания потребностей клиентов. Мы будет строить новый самолет для перевозки пассажиров и грузов с новым дизайном. Именно поэтому мы нанимаем вас (команду) для его создания. Нам очень нравится Scrum и мы верим в то, что он улучшает наш процесс!
Спринт 1
Цель спринта: попросите каждую команду построить быстрый бумажный самолет с 2 крыльями, который может пролететь как минимум 5 метров. Дайте им бумагу. Если они инженеры, то построят отличные самолетики. Чем меньше информации вы дадите, тем лучше.
Во время спринта: PO рассказывает, как складывать бумагу (говорите, как это делать).
Обзор: PO берет несколько бумажных человечков (никто не знал, что они существуют) и пытается посадить их на самолетик. Места для них нет, но PO делает все возможное, чтобы посадить человечков на самолет. Разумеется, после броска самолетики с человечками будут падать.
Спринт 2
Цель спринта: попросите все команды улучшить самолетики так, чтобы они могли нести на борту как минимум 3 человечков, а также, напомните, пролетать как минимум 5 метров. Дайте им бумажных человечков. Опять же будучи инженерами, они построят отличные самолетики. Если команды попросят что-то для крепления человечков к самолету, дайте им нитки.
Во время спринта: PO давит на команду по причине жалоб и требований клиентов, которые упали на самолете во время последних испытаний (давите на команду).
Обзор: PO представляет команде Тима Джонсона, генерального директора Blue Airlines. Blue Airlines являются первыми клиентами нового самолета. Тиму нравится дизайн самолета, но ему нужен синий самолет. Он жалуется на цвет: текущий дизайн идеально подходит компании White Airlines, которая на самом деле существует, но не его компании. Тим просит сделать самолет синим и покидает офис очень расстроенным командой и достижениями авиационной компании.
Спринт 3
Цель спринта: попросите все команды покрасить некоторые части самолетиков в синий цвет, чтобы угодить Тиму. Дайте им синие фломастеры. Как и ранее, инженеры разберутся, как сделать самолетик красивым.
Во время спринта: Тим прибегает в офис и говорит команде, что на крыльях самолета должен быть логотип. Это очень важно, потому что им нужен логотип! Тим показывает логотип и уезжает (измените рамки работ спринта).
Обзор: PO показывает продукт Тиму Джонсону, тот доволен результатом. PO поздравляет команду. Позже генеральный директор авиационной компании понимает, что достигнутые результаты далеки от ожидаемых: «нового самолета для перевозки пассажиров и грузов». Созданный продукт не соответствует концепции, что огромная (но типичная) ошибка PO.
Подведение итогов
Попросите участников поделиться мыслями:
- Что случилось?
- Как они себя чувствуют?
- Что они думают о процессе, PO, команде, заинтересованных лицах?
- Так за что отвечает PO?
- Какие еще проблемы заметили?
Чему должны научиться участники
- В течение всего проекта во время спринта PO был недоступен для вопросов.
- Спринт 0: PO нечетко передал концепцию. Он не сделал акцент на ценности!
- Спринт 1: PO диктует команде, как им делать их работу.
- Спринт 2: PO давит на команду.
- Спринт 3: PO позволил заинтересованным лицам надавить на команду и изменить рамки работ спринта.
- В целом, PO не придерживался ценности и концепции, поэтому результат оказался ненужным. Проект завершен, но результат не соответствует ожиданиям.
Вариации
- Цвет: при необходимости измените цвет в названии авиакомпании – если у вас есть только красные фломастеры, то назовите авиакомпанию Red Airlines.
- Предметы: это может быть самолет, машина или все, что можно сделать из бумаги меньше чем за 3 минуты.
- Графика: добавьте какую-нибудь графику, чтобы усилить давление со стороны компании на членов команды.