Концепция продукта как открытка из будущего или как вовлечь специалистов в поиск оптимального пути достижения цели
Дата: 29.09.2022

Зачем команде описывать конечную цель и что включает работников умственного труда в процесс поиска оптимальной тактики ее достижения?
Коллекторы одного крупного банка решили попробовать цифровые каналы взаимодействия с должниками. Рынок достаточно конкурентный: в среднем должник должен сразу нескольким банкам одновременно — если один из банков хоть что-то с него получит, тогда остальным уже ничего не достанется.
И первый цифровой продукт — самая влажная галлюцинация руководителя коллекторов — назвалась «Обещанный платеж». Идея простая: должнику приходит SMS с вопросом, когда тот рассчитывает вернуть долг на просрочке — и после обещания конкретной даты происходит честное списание начисленных пенни в расчете, что обещание должником с высоким % вероятности будет исполнено.
Понятно, что зона неопределенности здесь высокая, поэтому руководитель решил применить Scrum-процесс для быстрой проверки гипотез и попросил меня помочь на старте.
На сессии запуска мы собрали и оценили бэклог продукта. Оказалось, примерно на 3 месяца работы.
Тогда я попросил Владельца Продукта (руководителя) описать разработчикам образ конечного результата, то есть что он будет делать с ИТ-инструментом, который команда реализует? Руководитель честно признался, что все это эксперимент, но есть целевые показатели, по которым можно будет оценить будущую рентабельность такого продукта для банка: % прочитавших SMS, затем % открывших страницу сайта банка по ссылке из SMS, затем % указавших дату и нажавших кнопку «Обещаю» на сайте банка, затем % реально вернувших долг на просрочке после этого всего.
И требуется прогнать тест на тысяче должников, чтобы получить ответ: стоит развивать этот продукт или надо переключиться на другую гипотезу.
И это стало переломным моментом! Разработчики, так скажем, включили мозг. Они предложили Владельцу Продукта вместо персонального обращения: «Уважаемый, Сергей Николаевич!» — в SMS написать просто: «Уважаемый клиент!» Это позволило значительно сократить объем работ: интеграция с CRM, защита каналов передачи конфиденциальных данных, размещение сервиса в демилитаризованной зоне и т.д. и т.п. — благо с нами на сессии был сотрудник ИТ-безопасности банка.
Примерно через полчаса обсуждений объем работ сократился до одного Спринта — 2 недели.
Еще большим шоком для меня было то, что команда действительно затащила цель за 2 недели и передала MVP сервиса Владельцу Продукта на тестирование гипотезы!