Хорошая-плохая задача – симуляция роли Scrum-мастера
Дата: 08.08.2024
Упражнение на роль Скрам-мастера, его обязанности и основные инструменты. Позволяет показать на примере роль Скрам-мастера, продемонстрировать основной инструмент Скрам-мастера – фасилитацию. Игра показывает границы ответственности команды и Скрам-мастера.
- Время: 10-15 минут.
- Участники: 4-30 человек (4 актера, остальные зрители).
- Уровень сложности: высокий.
- Флипчарт.
- Стикеры.
- Маркеры.
Ведущий рисует доску задач и наклеивает на нее 3 стикера:
- на первом грустный смайлик;
- на втором – нейтральный;
- на третьем – веселый.
Ведущий вызывает добровольца на роль Скрам-мастера, затем набирает команду из 3 участников и ставит им задачу:
На ежедневном Скрам выяснилось, что осталось 3 задачи. Одна интересная (например, исследовать новую платформу), одна нейтральная (например, внести изменения в базу данных) и одна ужасная (плавающий баг в адском говнокоде). Все задачи примерно одинаковые по трудозатратам. Вы все хотите первую, готовы на вторую и всячески стараетесь избежать третьей. Задача Скрам-мастера – помочь вам разобрать задачи. Мы хотим посмотреть на работу Скрам-мастера, поэтому не соглашайтесь быстро, если только он не убедит вас.
Обращаясь к Скрам-мастеру:
У тебя есть 2 минуты.
Обычно в течении 2 минут Скрам-мастер адски уламывает команду взять задачи, пускаясь на безумные манипуляции. Это очень ржачно!
По окончании 2 минут ведущий ставит вопрос:
Давайте обсудим поведение Скрам-мастера? Что было эффективным? Что нужно изменить в его подходе?
И запускает обсуждение в группах, либо общее на всех участников.
Обычно кто-то вспоминает, что основная задача Скрам-мастера – помочь команде принять решение и предлагают решения типа «спросить у команды». Можно предложить высказавшему эту идею выйти и попробовать самому, также дать ему 2 минуты.
В конце тренер показывает свой способ проводить такую встречу. После вводного:
Как можно разделить задачи?
– я обычно обхожусь 2 вопросами:
- «Все согласны?» – кто-то говорит: «Я против!»
- «А ты что предлагаешь?» – он вносит предложение и я перехожу к первому вопросу.
Кроме этого я предлагаю поторопиться, если молчание затягивается:
Коллеги, давайте быстрее!
На подведении итогов задаем вопросы команде:
- В чем разница между подходами?
- Какой подход возлагает больше ответственности на команду?
- В чем ответственность Скрам-мастера? Какие инструменты он использует?