Все статьи

Татьяна Шумилова

Партнер в Лидерах изменений.

5 лет опыта в управлении изменениями. Работала в крупных компаниях (Альфа-Банк, ВСК, ТТК Диджитал) и со стартапами. Сертифицированный коуч ICF.

Чек-лист агента изменений

Дата: 31.03.2025

Этот чек-лист — дополнение или альтернативный взгляд на первые 30 дней работы, основанный на статье Первые 90 дней – инструкция агенту изменений.

Чтобы избежать ошибок и не вызвать сопротивление, важно сначала понять текущий контекст, его историю и существующие сложности. В этом поможет данный чек-лист.

Помните, что даже если процессы кажутся нелогичными и «сломанными», когда-то они могли решать реальные проблемы команды. Ребята приложили усилия, чтобы найти эти решения. Постарайтесь отнестись к ситуации без критики.

Как собирать информацию?

Перед тем как предлагать изменения, стоит изучить данные из Jira, Confluence и задать команде правильные вопросы. Еще лучше заранее договориться, что первый спринт вы только наблюдаете: посещаете все встречи команды и фиксируете инсайты.

Чтобы понимать контекст можно использовать чек-лист. Он избыточный — но это плюс. Выкидывать всегда проще, чем придумывать.

Как я с ним работаю:

  • Вопросы про продукт задаю продакту и, возможно, заказчикам.
  • Спрашиваю у продакта, насколько команда понимает продукт, и затем уточняю у 2-3 членов команды. Часто оказывается, что продакт переоценивает их вовлеченность.
  • Обычно задаю один и тот же вопрос 2-3 людям, а не всем. Этого достаточно, чтобы понять, что происходит.

Перед встречей 1:1 важно объяснить, что это не экзамен, а попытка понять, где у команды сложности, чтобы помочь. Люди могут не отвечать на неудобные вопросы. Если кто-то делится конфиденциальной информацией, уточняю, можно ли ей делиться.

Чек-лист

1. Продукт

  • Каковы цели продукта?
  • Как ведется дорожная карта и работа над бэклогом?
  • Какие основные продуктовые метрики?
  • На какой стадии находится продукт?
  • Кто наши пользователи?
  • Какие проблемы пользователей мы решаем?
  • Какой источник дохода?
  • Кто спонсор разработки?
  • Какие есть заинтересованные лица: администраторы, информационная безопасность, аудиторы и другие?

2. Команда

  • Насколько команда вовлечена в процесс?
  • Сформирована ли она?
  • Есть ли доверие между участниками?
  • Есть ли конфликты?
  • Есть ли неформальный лидер?
  • Насколько развита культура обратной связи?
  • Есть ли командные правила?

Если вы дочитали до этого места, значит, вам интересен полезный контент о современных методах управления. Чтобы узнавать про новые статьи, видео и бесплатные мероприятия, подписывайтесь на Telegram-канал ProAgile.

3. Соглашения

  • Есть ли цели спринта (если у вас Scrum)?
  • Какие в команде Definition of Done (DoD) и Definition of Ready (DoR)?
  • Какие существуют командные договоренности?

4. Процессы

  • Кто может ставить команде новые задачи?
  • Бывают ли внезапные задачи от бизнеса?
  • Как происходит приемка готовой работы?
  • Как команда берет задачи в спринт?
  • Отслеживаются ли процессные метрики?
  • Знает ли команда свою скорость?

5. Работа с бэклогом

  • Как часто задачи переносятся в следующий спринт?
  • Лучше уточнять у команды, а не только смотреть в Jira, так как возможны скрытые проблемы.
  • Как происходит декомпозиция задач: по направлениям, на user story?
  • Какие правила оформления задач и ведения документации?
  • Как и кто оценивает задачи: в часах, сторипоинтах, попугаях?
  • Если используются сторипоинты, то что означает 1 сторипоинт в вашей команде?

6. Технические практики и устойчивость

  • Как происходит работа с техническим долгом?
  • Сколько емкости заложено на устранение технического долга?
  • Насколько развиты инженерные практики?
  • Есть ли зависимости от других команд?

7. Командные ритуалы и взаимодействие

  • Какие встречи есть в команде? Что на них происходит?
  • Имеют ли мероприятия ценность для участников?
  • Как команда взаимодействует с другими командами?
  • Было ли у команды обучение по Scrum?

Что делать после?

  • Составить список возможных улучшений и изменений.
  • Провести встречу с командой и/или заказчиком изменений:
    • Собрать ожидания.
    • Показать свой список.
    • Заключить «контракт Скрам-мастера». Я обычно выделяю в контракте:
      • RUN (например, ведение встреч);
      • CHANGE на ближайшие 3 месяца (например, провести воркшоп по сторипоинтам и внедрить их в команду или сократить cycle time).

Это помогает действовать максимально прозрачно. Наверняка вы много раз слышали: «А чем вообще занимается Скрам-мастер?» И кроме того, помогает избежать сопротивления в будущем, так как ваши действия согласованы со всеми заранее.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Scrum Master /школа/

Базовый курс для тех, кто хочет разобраться в фреймворке Скрам с акцентом на роли Скрам-мастера, систематизировать свои знания и расширить арсенал инструментов и практик. Полученные знания студенты применяют на своих рабочих командах уже в ходе прохождения курса. А студенты без рабочих команд получают дополнительные артефакты для отработки навыков.

Зарегистрироваться