Все статьи

Валентина Коричина

Эксперт по стратегии, целеполаганию, метрикам и продуктовому подходу в компаниях.

Практикующий коуч ICF, сертифицированный Agile коуч. Занимается внедрением изменений и трансформацией мышления лидеров продуктовых команд.

Подробнее

Сергей Рогачев

Генеральный директор «Лидеры изменений», Agile-коуч, эксперт в Agile-трансформации крупных компаний.

Развивает SAFe® и OKR в России, продюсер исследования «Agile в России», конференций Enterprise Agile Russia и OKR Russia. Публичные кейсы: Монитор Электрик, РТЛабс, Газпром нефть, ХМАО, HeadHunter, Главстрой, Xsolla, Администрация города Саратов, Билайн, DSSL и Сбербанк.

Подробнее

Константин Хохрин

Генеральный директор, Адаптив.

Пятилетний опыт проведения стратегических сессий и внедрения OKR. 11 лет внедрения продуктового подхода в ИТ, банках, телеком, ритейл, финтех и производственных компаниях. 19 лет в разработке digital-продуктов. Сооснователь OKR Russia и Адаптив. Преподаватель в МШУ Сколково на программах: Digital shift, OKR. Работал с VK, Сбер, Яндекс, HeadHunter, Ростелеком, Газпром нефть, JTI, Yota, OKKO, Монополия, Semrush, IQ Option, OlympTrade, RBI, Первая линия, Hoff.

Инструменты ретроспективы в OKR

Дата: 15.12.2020

Инструменты ретроспективы в OKR

Как мы можем быть уверены, что компания получает максимум пользы от своего OKR-процесса? Как запустить процесс постоянного совершенствования инструмента OKR?

В OKR (Objectives and Key Results) есть два события, которые решают эти вопросы: обзор OKR и ретроспектива, о которой и пойдет речь далее. Слово ретроспектива вошло прочно в словарь лидеров, практикующих гибкие методы управления, благодаря фреймворку Scrum. В Scrum в конце каждой итерации длительностью 1-4 недели проводится встреча, на которой происходит рефлексия и выработка решений по улучшению командной работы и процессов.

Удивительное совпадение… 🙂 

Тем временем, чтобы что-то улучшить, согласно циклу Деминга, нужно понять, что не так, исправить это, а потом добиться стабильности процесса, то есть сохранить полученные изменения.

Инструменты ретроспективы в OKR

Пропуская ретроспективу теряется один из ключевых шагов PDCА (Plan-Do-Check-Act), тем самым теряется возможность построения непрерывной системы улучшений и получения максимальной пользы.

Ретроспектива — это командная встреча, целью которой получить план изменений. Важно понимать, что это не план окончательных изменений в процессе – это план эксперимента на ближайший период. Мы что-то пробуем, а потом смотрим, что из этого вышло, и на основании этого принимаем следующее решение. 

Важно помнить, что как для быстрого бизнес-результата, так и в улучшении процессов, важно не терять фокус. Поэтому мы рекомендуем брать в работу по одной точке роста, даже если в ходе мозгового штурма было сформулировано множество классных идей.

Чтобы встреча прошла максимально эффективно, надо использовать следующие этапы:

В ходе встречи анализируется весь OKR-процесс: планирование, трекинг прогресса (OKR-чекины), обзор результатов. Добраться до истинных причин сложностей поможет инструмент «5 почему» — это техника последовательных вопросов «почему?», помогающая шаг за шагом добраться до первопричины проблемы. Также полезно начинать встречу с оценки того, насколько удалось продвинуться по договорённостям с прошлой ретроспективы. Если фиксируется, что список улучшений не реализован, важно на текущей ретроспективе разобрать в том числе и это напряжение, иначе есть риск демотивировать команду и превратить процесс в формальность.

Одной из частых ошибок является проведение ретроспектив только на уровне команд — это может привести компанию к локальной оптимизации, ведь одна и даже несколько команд хоть и будут выдавать отличные результаты, но это может мешать получать максимальную ценность компании в целом. 

Для проведении такой большой ретроспективы необходимо приглашать как представителей команд, так и представителей бизнеса. 

Представьте себе использование такого же формата STOP — START — CONTINUE на подобной ретроспективе. На выходе может получиться много небольших улучшений, которые не решают крупных проблем.

Мы рекомендуем использовать более системные инструменты для анализа: 

Инструмент №1. Диаграмма Исикавы

Инструменты ретроспективы в OKR

Крайне важно начать с правильной однозначно трактуемой всеми формулировки проблемы и понять, как проблема влияет на достижение OKR уровня компании. Эту проблему и ставим в основании скелета.

Далее проблему нужно разложить «по косточкам». Иногда этот вид диаграммы называется Fishbone из-за сходства получающихся итоговых визуализаций с рыбьим скелетом. 

Какие факторы нужно рассматривать:

  • Согласованность целей (по вертикали и горизонтали).
  • Выбор опережающих метрик.
  • Наличие ресурсов для достижения целей.
  • Отслеживание прогресса по целям.
  • Автономность процесса команд.
  • Внешние факторы (конкуренты, рынок, государство).

В каждой ветке фактора вы генерируете корневые причины, которые могут приводить к проблеме. По каждой косточке участники определяют долю влияния, тем самым определяя самые приоритетные, решения по которым берутся в следующий цикл с первым приоритетом.

Инструмент №2. Процесс определения потерь

Все процессы, которые нас окружают состоят из:

  • Значимой работы, которая выполняется для удовлетворения клиента или создания ценности.
  • Необходимой работы, которая не добавляет ценности продукту/услуге, но без нее не обойтись. Нужно стараться максимально автоматизировать подобные процессы.
  • Потерь, которые не добавляют ценности продукту/услуге.

Потери снижают скорость доставки ценности и могут привести к отсутствию результата, поэтому от них нужно стараться избавляться.

Что же в первую очередь должно прямиком идти в мусорное ведро?

  1. Перепроизводство – выполнено сильно больше или сильно раньше, чем необходимо.
  2. Дефекты (переделывание) — ошибки, переделки.
  3. Ожидание (простои) – сотрудникам или клиентам приходится ждать.
  4. Транспортировка – количество перемещений объектов больше, чем необходимо.
  5. Излишняя обработка – обработки больше, чем требуется.
  6. Запасы (лишние) – хранение запасов в большем количестве, чем необходимо.
  7. Излишние движения — перемещения людей не создают ценности.
  8. Неиспользованный человеческий потенциал — неэффективное использование интеллектуальных ресурсов сотрудников.

Визуализация потерь и подсчет процента реальной работы к общему времени выполнения позволяет найти точки роста:

Инструменты ретроспективы в OKR

На эти точки роста вы ставите OKR на улучшение показателей на следующий квартал.

Инструментов, помогающих улучшать процессы, огромное множество, но даже применение этих двух уже поможет сделать уверенный шаг в сторону системности.

Ретроспектива — это возможность для компании и команд проверить свои процессы, взаимодействие, текущую ситуацию, создать план улучшений командной работы в следующем временном отрезке. Рекомендуем регулярно проводить ретроспективу в конце цикла OKR, ведь, помимо прочего, она повышает открытость и доверие в команде, создает единое информационное поле, появляется возможность обсудить то, на что обычно не хватает времени. Это позволяет поставить улучшения на поток и с большей вероятностью достигать сверх результатов.

Авторы:

Поделиться

VK
Telegram

Мастер OKR

Двухдневный онлайн-интенсив, после которого участники смогут запускать и развивать OKR в компании, поддерживать работу множества команд по OKR. Курс освещает важные детали планирования, еженедельного прогресс-собрания и обзора OKR, а также дает инструменты для адаптации дизайна всех встреч под контекст компании.

Зарегистрироваться