Все статьи

Виктор Редров

Более 20 лет работы в госсекторе, занимался управлением проектами информатизации, оптимизацией процессов госуправления и проведением организационных изменений.

Людмила Баварова

Agile-коуч. Практик Scrum, Kanban и SAFe®.

RTE, Team Coach и руководитель направления в РТЛабс. 19 лет в менеджменте. Ментор и тренер по Agile-подходам. SAFe®, Scrum, Kanban-метод, агент изменений (Prosci certified).

Стратегии реализации бизнес-эпиков в SAFe®

Дата: 22.07.2025

Бизнес-эпики — это крупные инициативы в SAFe® (Scaled Agile Framework®), которые создают бизнес-ценность и, как правило, выходят за рамки организационных границ (релизных поездов), временных рамок PI или того и другого. Ключевым свойством Agile-организации является способность правильно анализировать и последовательно реализовывать бизнес-эпики. Несмотря на то, что эпики можно рассматривать как большие, монолитные, целенаправленные блоки работ, их следует реализовывать постепенно в рамках PI, чтобы достичь преимуществ гибкости. Более того, как только технология, преимущества и экономика становятся понятны, некоторые из них могут терять актуальность дальнейшей реализации, так как первоначальные усилия на ранних этапах обеспечивают большую часть потенциальной бизнес-ценности.

В этой статье обсуждаются различные стратегии инкрементальной реализации эпиков в зависимости от их типа:

  • Эпик ART — инициатива, которая ограничивается одним поездом.
  • Эпик портфеля — включает в себя несколько поездов.

Мы предполагаем, что читатель знаком с понятиями эпиков, бизнес-эпиков, архитектурных эпиков, канбаном эпиков, принципами потоковой продуктовой разработки и мышлением Lean-Agile, описанными в статьях SAFe.

Содержание

Инкрементальная децентрализованная реализация

Эпики представляют собой целостные единицы, но каждый из них реализуется постепенно. Более того, в случае реализации эпиков портфеля и ART обладают определенной гибкостью и полномочиями при реализации своих частей. Однако, это не просто разделение эпика портфеля на набор эпиков ART и полное разрешение поездам реализовывать свои части автономно. Реализация должна быть согласована между всеми участниками, чтобы была возможность вносить значимые изменения в процесс и корректировать реализацию на основе обратной связи.

В SAFe эпики проходят через систему канбан, где проводятся необходимые исследования и анализ, и затем принимаются решения о целесообразности их реализации. В ходе анализа каждого эпика разрабатывается упрощенное финансовое обоснование (Lean Business Case), которое, среди прочего, содержит описание стратегии его реализации и является связующим звеном между централизованным принятием решения в отношении эпика и его децентрализованной реализацией на уровне поездов.

Эпики ART

Реализация поездных эпиков — это самый простой случай, так как нет существенных зависимостей с другими поездами. Но даже здесь могут быть допущены ошибки. Ниже приведены возможные стратегии реализации поездного эпика.

Сначала спайки

Перед началом реализации поезд запускает спайки в работу в предыдущем PI, чтобы лучше изучить эпик перед планированием следующего PI (см. рисунок 1). Спайки могут быть нацелены на различные аспекты эпика, включая целесообразность реализации, применяемые технологии, функциональные возможности для конечного пользователя и т.д. Эти исследования проводятся на этапе анализа и влияют на принятие решения о целесообразности реализации эпика.

Рисунок 1. Сначала спайки
Обратите внимание, что, хотя эпики могут охватывать несколько PI, здесь и в каждом примере ниже мы предполагаем, что в каждом PI есть работающее программное обеспечение, реализующее часть эпика.

Сначала фичи

В этом случае реализуется часть эпика, которая вписывается в PI, а затем принимается решение о продолжении или завершении его реализации на основе достигнутых результатов, учитывая, что критерии успеха эпика в значительной степени выполнены или первоначальные фичи не вызывают достаточного интереса у клиентов (см. рисунок 2). В отличие от случая со спайками, предоставление функций обеспечивает большую ценность и более глубокую обратную связь, но требует больше усилий. В некоторых случаях может оказаться разумным использовать только несколько начальных фич, которые обеспечат обратную связь, достаточную для принятия значимого решения по их дальнейшему использованию.

Рисунок 2. Сначала фичи

Обе приведённые выше стратегии отражают реализацию важного Lean-принципа — понимание и использование изменчивости. Благодаря быстрой обратной связи мы можем принимать более эффективные экономические решения, делая выводы на основе промежуточных результатов.

В этих стратегиях мы также предполагаем, что для эпика уже существует достаточная архитектурная база. Однако, во многих случаях необходимо создать специальные архитектурные возможности, которые позволили бы расширить существующие архитектурные решения для лучшей поддержки реализации эпика. Как правило, это означает, что с бизнес-эпиком связан архитектурный эпик. Ниже мы рассмотрим три такие стратегии.

Сначала архитектурный эпик

В случае, когда архитектурный эпик связан с бизнес-эпиком, может быть полезно сначала реализовать его целиком, как показано на рисунке 3.
Рисунок 3. Сначала архитектурный эпик
Во многих случаях реализация может быть выполнена более эффективно, как описано в следующих шаблонах.

Архитектурные разработки опережают бизнес-фичи на один PI

Это позволяет быстрее реагировать и изменять решения до того, как будут полностью реализованы технологические возможности (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Архитектурные работы опережают бизнес-фичи на один PI

Разработка архитектуры опережает выполнение бизнес-фичи на одну или несколько итераций

В этом случае, как показано на рисунке 5, команды обладают гораздо большей гибкостью, но это также требует тщательной корректировки на уровне итераций.
Рисунок 5. Архитектурные работы опережают бизнес-фичи на одну или несколько итераций
Теперь, когда мы обсудили стратегии реализации эпиков ART, нам будет гораздо проще перейти к контексту эпика портфеля, поскольку у нас есть известные сценарии, на которые можно ссылаться. Кроме того, существует возможность разбивать эпики на ряд тонких вертикальных фрагментов, что является чрезвычайно важным навыком для организации.

Если вы дочитали до этого места, значит, вам интересен полезный контент о современных методах управления. Чтобы узнавать про новые статьи, видео и бесплатные мероприятия, вступайте в сообщество SAFe® Russia.

Эпики портфеля

В случае с эпиком портфеля история усложняется тем, что в ней задействовано несколько поездов. Давайте рассмотрим несколько полезных стратегий.

Разделить на эпики ART и полностью децентрализовать управление

В этом случае решения, принимаемые поездами, будут приниматься быстрее и эффективнее. Однако, это возможно только в том случае, когда требуется минимальная координация между поездами и они работают в разных кодовых базах, реализующих разные физические системы. Но даже в этом случае может потребоваться координация на высоком уровне для упрощения реализации и устранения ненужных затрат.
Рисунок 6. Разделение на Эпики ART и полная децентрализация управления
В этом случае каждый поезд может использовать методы, описанные выше для эпиков ART.

Взять вертикальный фрагмент эпика по всем поездам и пересмотреть его после PI

Таким образом, это требует координации на более высоком уровне, но представляет собой важную веху, которая может помочь организации скорректировать дальнейшие усилия или даже отменить эпик в пользу других инициатив, повышающих экономическую эффективность (см. рисунок 7).
Рисунок 7. Вертикальный (сквозной) срез всех поездов (ART)
В целом, этот подход очень похож на «сначала некоторые фичи» на уровне поезда, за исключением того, что в этом случае повторяется работа всей организации. В некоторых случаев приведённый ниже сценарий более эффективен.

Один поезд реализует некоторые фичи, другие ждут

В случае, когда существует большая неопределённость, связанная с реализацией эпика или бизнес-рисками, может быть разумно следовать схеме, описанной на рисунке 8.
Рисунок 8. Сначала в одном поезде реализуются несколько фич
Подход «сначала спайки», который мы описали ранее, также применим и настоятельно рекомендуется для эпика портфеля. Структурно он очень похож на схему, описанную на рисунке 8, хотя исследовательская работа выполняется на этапе анализа.

Параллельная/последовательная реализация с архитектурным эпиком

Этот случай очень похож на свой аналог для эпиков поездов, однако, он может усложняться в зависимости от того, какие поезда в чём задействованы. Несмотря на то что во многих случаях лучше, когда каждый поезд одновременно реализует свои части, в некоторых практических приложениях это невозможно. Примером может служить поезд-платформа, который предоставляет некоторую общую функциональность на уровне платформы другим поездам. Иногда этот поезд воплощает в жизнь весь архитектурный эпик или большую его часть, в то время как другие поезда одновременно выполняют свою часть бизнес-эпика или, наоборот, ждут, пока платформенный поезд закончит свою работу.

Резюме

В этой статье рассмотрено несколько сценариев, позволяющих сбалансировать бизнес-процессы в организации. Инкрементальный подход и централизованное/децентрализованное принятие решений обеспечивают достижение оптимальных экономических результатов. Инкрементальный подход использует быструю обратную связь и способствует переоценке усилий в контрольных точках, а также является ключом к максимизации бизнес-ценности. Но даже при том, что принципы применимы во всех случаях, универсального правила для реализации не существует, поэтому шаблоны, описанные в этой статье, требуют тщательного рассмотрения в зависимости от контекста.

Авторы:

Поделиться

VK
Telegram

Тренинг «Lean-управление портфелем в SAFe®»

Тренинг Lean Portfolio Management дает полный набор инструментов, необходимых для реализации портфельного управления крупной компании. По окончании тренинга и сдачи выходного экзамена участники получают международный сертификат Certified SAFe® Lean Portfolio Manager (LPM).

Зарегистрироваться