Принципы SAFe®: гибкость Agile и системность Lean-подхода для крупных организаций
Дата: 07.12.2022
Обзор 10 принципов SAFe® (Scaled Agile Framework®), лидирующего в мире подхода обеспечения бизнес-гибкости для крупных организаций.
Все решения по поддержке и расширению бизнеса основываются на экономике. Например, работы определяются в формате гипотез, чтобы оценивать как ожидаемый эффект, так и необходимые затраты. И выбор между тем, что делать в первую очередь, а что можно отложить, опирается на объективные показатели, а не субъективные предпочтения.
Непрерывное улучшение как продукта для клиентов, так и самой организации, создающей продукт — это не вопрос выбора, это вопрос выживания. Это означает необходимость частых циклов улучшения качества на всех уровнях организации. И объектом улучшения являются не отдельные этапы, а вся цепочка создания ценности.
В непрерывно меняющемся мире заранее все спланировать не просто невозможно (все не предусмотрите), но бессмысленно (изменения все равно будут) и даже опасно (загодя принятые решения могут стать ограничением в будущем при непредусмотренных изменениях). Это означает, что итеративно-инкрементально стоит развивать не только функционал продукта для конечного потребителя, но и архитектуру продукта.
Самая оптимальная тактика движения в конусе неопределенности — регулярно получать обратную связь, за счет чего непрерывно обучаться. Чему обучаться? Понимать, как потребности клиента, партнеров и рынка, так и применять новые возможности и технологии. К примеру, Scrum-команда каждые 2 недели проводит Обзор Итерации на основе показа реализованного функционала, а Agile Release Train каждые 2-4 недели проводит Системную Демонстрацию на основе показа реализованного и интегрированного функционала всеми командами.
Регулярный показ работающего продукта позволяет отслеживать прогресс не только на основе потраченных усилий (к примеру, ТЗ написано, разработка завершена и т.д.), но и на основе достижений конечного эффекта (к примеру, фича привела к ожидаемому росту конверсии в покупку, а MVP за месяц достиг минимальных положительных показателей и поэтому можно инвестировать в его доработку и т.п.).
Работы всегда больше, чем ресурсов. Приняв этот факт, остается настроить потоковую систему — начинаем наиболее ценную работу, как можно быстрее ее завершаем и затем приступаем к следующей. Это самый конкретный принцип, в его заголовке написано, что делать.
На масштабе крупного продукта не столь важна эффективность отдельных команд, как согласованное движение всех команд к общей цели. Поэтому согласовываемся на старте, проводя совместное планирование квартальных целей, и регулярно синхронизируемся в течение квартала, чтобы обеспечить всеобщую согласованность, несмотря на все неизбежные изменения.
Что мотивирует работников умственного труда? Наличие высшей цели, автономность в определении тактики ее достижения и возможность развития профессионального мастерства. Получается, что задача менеджмента всеми способами обеспечить наличие четких целей, вовлекая сотрудников в выработку и рецензирование описания образа конечного результата, затем, с одной стороны, обеспечить сотрудников полномочиями по определению тактики достижения целей, а с другой стороны, обеспечить прозрачность прогресса достижения целей, и последнее, обеспечить место и время для инноваций, к примеру, с помощью итерации инноваций и планирования.
Решение задач в области высокой неопределенности принуждает перемещать полномочия по принятию решений и локализовать их там, где больше компетенций, информации и ответственности. Меньше экспертов по принятию решений — менеджеров, но больше ответственности на местах. Это не религиозный вопрос, просто решения должны приниматься максимально быстро с приемлемым качеством. Конечно, стратегические долгосрочные решения принимаются централизованно.
Оргструктура большинства организаций на старте функциональная: так проще всего быстро накопить минимально-достаточную экспертизу по всем направлениям — но при масштабировании бизнеса функциональные колодцы встают поперек потоков создания клиентской ценности и поэтому поперек горла бизнеса. Оргструктура — это не данность, а инструмент, поэтому изменяйте ее так, чтобы минимизировать зависимости между подразделениями и ускорить поставку ценности клиенту.