Что такое SAFe®?
Дата: 17.06.2024
SAFe® (Scaled Agile Framework®) — это самый популярный в мире способ обеспечения гибкости бизнеса и проведения цифровой трансформации корпораций и госкомпаний. SAFe-методология включает современные инструменты менеджмента: Lean, Agile, Scrum, Kanban, OKR (Objectives and Key Results), KPI (Key Performance Indicators), Beyond Budgeting, DevOps – и прочие проверенные временем инструменты, чтобы предоставить компаниям полноценную операционную модель процветания в цифровую эпоху.
Методология
Обзор SAFe® 5.0 за 5 минут
В рамках цифровой трансформации операционная модель SAFe предлагает постепенно развивать компетенции бизнес-гибкости на уровне всей организации:
- Гибкость команд.
- Гибкость поставки продуктов.
- Поставка крупных продуктов.
- Управление портфелем продуктов.
- Гибкость организации.
- Обучающаяся организация.
- Лидерство.
Навигация по Общей Картине SAFe® 6.0: Essential SAFe, Large Solution SAFe, Portfolio SAFe, Full SAFe
Гибкость команд
Гибкость команды подразумевает, во-первых, итеративный процесс, то есть выполнение работы небольшими порциями в рамках коротких временных промежутков, называемых итерациями, а во-вторых, инкрементальность поставки ценности клиенту, то есть потенциальную готовность к поставке нового функционала конечному потребителю в конце каждой итерации, а то и чаще.
Это становится возможно при организации Agile-команды небольшой по размеру (10 и менее человек) и кросс-функциональной, то есть обладающей всеми необходимыми компетенциями по определению, реализации, тестированию и внедрению ценности клиентам.
Команды используют Agile-фреймворки, такие как Scrum или Kanban.
Каждая итерация работы, обычно продолжительностью 2 недели, включает следующие командные встречи:
- Планирование итерации – команда согласовывает перечень работ и цели итерации.
- Синхронизация команды – каждый день команда обсуждает прогресс по целям итерации.
- Обзор итерации – в конце итерации команда демонстрирует результат по целям итерации.
- Ретроспектива итерации – команда анализирует, что можно улучшить в процессе.
Владелец продукта (Product Owner) является представителем клиента в команде, а Скрам-мастер (Scrum Master) – это владелец процесса, помогающий команде растить ее зрелость.
Добро пожаловать в Scrum-команду
Гибкость поставки продуктов
Крупным организациям требуется множество Agile-команд, чтобы развивать комплексные продукты для клиентов. Несколько команд, совместно работающих над одним продуктом как единая команда Agile-команд, называются в SAFe поездом гибких релизов (Agile Release Train, ART).
Поезда, как и команды, кросс-функциональны, то есть включают все необходимые компетенции для поставки готового решения, и также имеют ограничение по размеру – от 50 до 125 человек.
Поезда, как и команды, работают итеративно временными промежутками, называемыми PI (Planning Interval), которые обычно равны кварталу и включают 6 итераций команд, а также поддерживают инкрементальность поставки ценности клиенту за счет практик непрерывной интеграции.
Почему в SAFe® поезда?
Поезда, как и команды, работают итеративно и в течение PI, обычно длиной в квартал, проводят аналогичные встречи:
- PI-планирование (PI Planning). Все команды, менеджмент и бизнес, то есть 50-125 человек, собираются вместе, чтобы спланировать работу на грядущий квартал. Встречу проводит так называемый «машинист поезда» (Release Train Engineer, RTE), обычно эту роль выполняет Delivery Manager, Program Manager, руководитель/менеджер программы проектов, который является главным Scrum-мастером или владельцем процесса всего поезда. Менеджеры продуктов (Product Manager) презентует черновики концепции и перечень предполагаемых работ на квартал. Системный архитектор (System Architect) презентует черновик предполагаемого развития архитектуры на квартал. На основании этих вводных Agile-команды планируют свою работу, определяя, что смогут реализовать за квартал. Кроме того, на доске планирования поезда собирается карта зависимостей между командами.
- Системная демонстрация (System Demo). В конце каждой итерации, то есть каждые 2 недели, все команды поезда показывают интегрированное решение.
- Инспекция и адаптация (Inspect & Apadt. I&A). А в конце квартала все команды, менеджмент и бизнес встречаются снова, чтобы подвести итоги квартала и провести ретроспективу по тому, что и как можно улучшить.
Доска Программы в SAFe®
Инкрементальная поставка ценности клиенту поддерживается со стороны:
- Менеджеров продуктов, которые придерживаются клиентоориентированности и дизайн-мышления. Это позволяет понимать потребности клиента и создавать полезные, ценные, реалистичные и долгосрочные решения.
- Но это невозможно без поддержки инженеров, поэтому каждый поезд создает конвейер непрерывной поставки (Continuous Delivery Pipeline) и применяет DevOps, чтобы выпускать релизы по запросу и поставлять ценности тогда, когда это необходимо.
Что такое DevOps?
Поставка крупных продуктов
Большие корпорации создают большие продукты, в рамках развития которых требуется привлечение сотен или тысяч специалистов.
И для этого SAFe предлагает конструкцию поезда решения (Solution Train), то есть объединения нескольких поездов и внешних поставщиков, для координации поставки большого и комплексного решения.
Менеджер решения (Solution Manager) управляет содержанием того, что будет сделано. Архитектор решения (Solution Architect) следит за архитектурой на всех поездах. Машинист поезда решения (Solution Train Engineer, STE) координирует все поезда.
Управление портфелем продуктов
Ключевая боль большинства корпораций – это разрыв между стратегией, то есть видением будущего бизнеса, и реализацией, то есть реализуемыми проектами. Хотим одного, но делаем совершенно другое – это печальная реальность!
SAFe предлагает системные инструменты для управления всем бизнесом в целом: как операционной деятельностью (KPI, Key Performance Indicators), так и стратегией развития на основе амбициозных целей (OKR, Objectives and Key Results) – а также динамическое бюджетирование как зрелых продуктов (Beyond Budgeting), так и финансирование запуска новых продуктов.
Обзор Lean-управления портфелем в SAFe®
Гибкость организации
Но одного наличия стратегии недостаточно. Компетенция организационной гибкости предоставляет инструменты, которые помогают портфелям провести цифровую трансформацию, достичь гибкости стратегии и менять направление развития быстро, когда это необходимо, выстраиваясь и перестраиваясь вокруг ценности. Это создает идеальную среду для потока ценности через всю корпорацию, в том числе за рамками ИТ-разработки, и помогает сформировать культуру Lean-мышления среди сотрудников и Agile-команд.
Обучающаяся организация
Лидерство
Успешные организации строятся на лидерах. Чтобы достичь устойчивой бизнес-гибкости лидеры должны воплощать, обучать и демонстрировать мышление, ценности и принципы, которые являются основой Lean и Agile, показывать пример остальным и вести всех в сторону нового формата работы, используя дорожную карту внедрения SAFe.
Мышление Lean-Agile
Кейсы и результаты внедрений
- Монитор Электрик
- Астрал-Софт
- Kaspersky
- Xsolla
- iiko
- eLama
- ATI.SU
- Сбер
- Ак Барс Банк
- Открытие
- Deutsche Bank Technology Center in Russia
- Хоум Кредит Банк
- ВСК
- Ренессанс Жизнь
- Ингосстрах
- KFC
- Philip Morris International
- Азбука Вкуса
- Газпром нефть
- Северсталь
- РТ-Лабс (Госуслуги)
- Smart Consulting
- Ростелеком
Бизнес-результаты, которых достигают российские компании с помощью SAFe:
- Сокращение времени поставки на 50%.
- Увеличение продуктивности на 31%.
- Снижение количества дефектов на 33%.
- Рост вовлеченности сотрудников на 30%.
Обзор исследования «SAFe® в России»
Сообщество практиков
SAFe® Russia — крупнейшее сообщество российских практиков Scaled Agile Framework®, лидирующего в мире подхода цифровой трансформации и обеспечения бизнес-гибкости для крупных компаний.