Все статьи

Лилия Алексеева

Управляющий директор Сбер

Занимаюсь развитием корпоративной культуры в инженерных направлениях группы Сбер, ex-head of product development governance там же.

Законы Лармана об организационном поведении

Дата: 31.01.2017

Перевод статьи Craig Larman Larman’s Laws of Organizational Behavior

Я провёл десятки лет, консультируя различные компании и предприятия и наблюдая за тем, как происходят изменения в них. На основе этого опыта я сформулировал Законы Лармана об организационном поведении. Воспринимать их, разумеется, стоит скорее как повод для размышления, чем прямое руководство к действию.

  1. Организации устроены таким образом, чтобы избегать изменений структуры власти, статуса-кво между топ- и средним менеджментом, а также между средним-менеджментом и специалистами.
  2. Первое следствие из п.1 – любая инициатива по изменению будет сведена к переопределению существующей либо к вводу новой терминологии, по сути означающей тоже самое, что и до изменений, но позволяющей поддерживать статус-кво.
  3. Второе следствие из п.1 – любая инициатива по изменению будет высмеяна как «пуристическая», «теоретическая», «излишне революционная» и «требующая приземления на реалии организации», что мешает началу работ по устранению существующих проблем и сохраняет статус-кво руководителей и специалистов.
  4. Культура подчиняется структуре (следует за ней).

Или, культура / поведение / тип мышления определяется организационным дизайном. Если вы действительно хотите изменить культуру, то начать придётся с пересмотра организационной структуры. Другого пути нет.

Именно поэтому такие хорошо продуманные дисциплины и подходы как «Организационное обучение» оказываются менее эффективными и действенными, тогда как подходы вроде Scrum, явно требующие изменений структуры при начале работ, как правило, быстрее оказывают влияние на культуру при условии выполнения начальных требований.

Джон Седдон (прим. ред. – консультант, специалист в области Системного мышления, автор статьи «Против ISO 9000») отметил следующее: «Попытки изменить культуру организации – сплошная глупость, и всегда терпят неудачу. Культура как поведение людей является продуктом системы – только изменив систему, можно способствовать изменению поведения».

Если вы дочитали до этого места, значит, вам интересен полезный контент о современных методах управления. Чтобы узнавать про новые статьи, видео и бесплатные мероприятия, подписывайтесь на Telegram-канал ProAgile.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Scrum Master

Базовый курс для тех, кто хочет разобраться в фреймворке Скрам с акцентом на роли Скрам-мастера, систематизировать свои знания и расширить арсенал инструментов и практик. Полученные знания студенты применяют на своих рабочих командах уже в ходе прохождения курса. А студенты без рабочих команд получают дополнительные артефакты для отработки навыков.

Зарегистрироваться