Все статьи

Устинья Уткина

Операционный директор «Р-Дистрибуция», OKR-мастер, фасилитатор стратегических сессий для малого бизнеса.

От стартапа к системному целеполаганию: опыт внедрения OKR в Р-Дистрибуция

Дата: 02.08.2025

Меня зовут Устинья, я операционный директор в Р-Дистрибуция и выпускница курсов по внедрению OKR в школе Сколково и курса OKR-мастеров Лидеров изменений.

Наша компания занимается продажей потребительской электроники под собственными торговыми марками в России, работаем с контрактным производством в Китае. В портфеле — 5 брендов, команда полностью удаленная.

За 10 лет работы в компании я прошла путь от стартапа в 8 человек до среднего бизнеса, участвую в формировании стратегии и внедрении новых подходов к управлению.

Содержание

Почему мы выбрали OKR?

Назрела большая потребность в новом подходе к целеполаганию. SMART-цели уже не решали задачи в условиях высокой неопределенности. После каждого цикла согласования целей с руководством возникало ощущение неудовлетворенности процессом. По итогам стратегических сессий все решения исполнялись только с участием собственников. Требовался инструмент для работы с амбициозными целями в зоне неопределенности силами команды.

Были определены следующие проблемы и потребности бизнеса:

  • Низкая амбициозность целей команды.
  • Застой в стратегических изменениях.
  • Зависимость всех значимых проектов от личного участия владельцев бизнеса.
  • Необходимость развития самостоятельности команды.

Процесс внедрения

Этап 1: Обучение и первые шаги

Финальным заданием на самом первом курсе был установить «OKR на внедрение OKR». После завершения обучения я взяла на себя роль OKR-мастера, доработала этот проект с поддержкой ментора и был запущен первый контур — система целеполагания на уровне всей компании в формате OKR + KPI.

Этап 2: Стратегическая сессия

Через месяц после курса провели стратсессию в формате OKR под руководством эксперта. Результат — 5 OKR-целей на уровне топ-менеджмента и директоров (уровень компании).

Использованные инструменты:

  • Мозговой штурм.
  • Value Stream Mapping.
  • Unit-экономика в разрезе реальных составляющих.
  • Impact Mapping.

Этап 3: Формирование команд

Из 26 человек в команде выделилось 7 активных участников, готовых брать ответственность и включаться в новую систему. Они стали драйверами процесса и источником энергии для остальной команды.

Основные сложности и ошибки в первые полгода

Избыточное погружение в теорию

  • Проблема: активные участники, прочитав книги и просмотрев ряд видео, решили, что команда может внедрить OKR самостоятельно без внешней поддержки.
  • Следствие: попытка применить некоторые подходы в неверных местах, например, излишнее каскадирование там, где оно не требовалось, так как снижало общую ответственность, превращая задачи в отдельные KRs.

Фокус на процессе вместо результата

  • Проблема: сложность перехода от контроля количества и качества выполненных задач к фокусу на достижение ключевых результатов.
  • Проявление: первый месяц команды оценивали свой прогресс как «40% выполнения задач = 40% достижения KR» вместо измерения достижения KR.

Неравномерное вовлечение участников

  • Активные участники: перестарались с погружением в детали и теорию.
  • Пассивные участники: номинально присутствовали на встречах, но не включались в работу.

Нагрузка на команду

Высокий азарт при постановке целей на стратсессии контрастировал с реальными возможностями команды добавить участие в OKR-командах к текущей нагрузке.

Вопрос финансовой мотивации

Долгое время был открытым вопрос корректного финансового стимулирования участников OKR-команд и частично он остается до сих пор.

Неожиданные результаты

В одной команде целевой KR предполагал сокращение сроков этапа запуска проектов, но в результате первых месяцев сроки увеличились. Однако, благодаря OKR команда сфокусировалась на этой проблеме, а компания быстро смогла заметить негативные изменения.

Если вы дочитали до этого места, значит, вам интересен полезный контент о современных методах управления. Чтобы узнавать про новые статьи, видео и бесплатные мероприятия, подписывайтесь на Telegram-канал OKR Russia.

Результаты и достижения

  1. Самостоятельные кросс-функциональные команды. Появилось 5 рабочих команд, реализующих стратегически важные проекты без участия учредителей и директоров. Команды показали лучшие результаты и даже «выдавливают» директоров из процесса управления.
  2. Система постоянной сверки с целями. Внедряется подход к планированию изменений с постоянной сверкой с «компасом» в виде ключевых результатов. Неважно, сколько задач выполнено — важно влияние на достижение KR.
  3. Получили следующие результаты:
    • ускорили запуск продукта на 34 дня (12%);
    • внедрили новую систему учета, за счет вовлечения всей команды;
    • получили финансовые результаты и изменения внутри отделов за счет изменения системы целеполагания.

Лучшие практики и инновации

Ежемесячные опросы владельцев целей

Формат: индивидуальные интервью 1 на 1 с владельцами Objectives и Key Results.

Результаты:

  • Решение проблем в комфортной атмосфере.
  • Измерение доверия к KR со стороны владельцев.
  • Своевременная корректировка целей (в 2 командах скорректировали KR через 3 месяца).
  • Исключение пассивных участников.

Система оценок на чекинах

После каждого чекина участники оценивают продвижение каждой команды по шкале 1-5. На основе этих оценок:

  • Дается регулярная обратная связь.
  • Привязана финансовая мотивация.
  • Выявляются проблемные зоны.

Квартальные ретроспективы

Практика: пересмотр всех инициатив с командой каждый квартал.

Процесс:

  • Оценка влияния текущих инициатив на достижение KR.
  • Внесение новых предложений.
  • Исключение неэффективных инициатив.
  • Индикатор проблем: если к KR предлагается более 5 новых инициатив, значит в команде уже наболела их замена и текущие оцениваются, как не приближающие к цели.

Случай успешного применения OKR в нетипичной ситуации

Один проект в компании требовал стандартного проектного подхода, но замедлялся каждый раз, когда терял фокус внимания генерального директора. На волне энтузиазма от OKR один из топ-менеджеров взялся за проект, и мы решили управлять им через OKR.

  • Результат: за 2 месяца продвижение превысило результат за предыдущие полгода, проект заработал без участия гендиректора.
  • Вывод: хотя это было некорректное применение OKR с методологической точки зрения, мы получили значимый бизнес-эффект.

Заключение

OKR оказался эффективным инструментом для решения задач нашей компании среднего бизнеса. Несмотря на сложности внедрения, мы получили самостоятельные команды, систему фокусировки на результатах и культуру постоянного измерения прогресса.

Ключевые факторы успеха:

  • Поддержка экспертов на этапе внедрения.
  • Выявление и развитие внутренних драйверов процесса.
  • Регулярные измерения и корректировки.
  • Фокус на результатах, а не на процессах.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Тренинг «Практик OKR»

На выходе участники курса понимают составляющие OKR-фреймворка (роли, события, артефакты), получают навыки постановки OKR, а также понимают, какие шаги необходимо предпринять для начала внедрения OKR у себя в компании или команде

Зарегистрироваться