OKR для разных этапов жизненного цикла компании
Дата: 03.05.2022
OKR (Objective and Key Results) многие компании выбирают для повышения фокуса и роста прозрачности работы над изменениями (Change-деятельности). При этом суть работы над изменениями будет отличаться для разных стадий жизненного цикла компании (ЖЦК).
Критерии перехода компании между стадиями достаточно субъективны. Более того, у тех, кто диверсифицирует свою деятельность и продуктовую линейку, разные линии бизнеса могут находиться на разных этапах ЖЦ.
Классический подход выделяет 4 основные стадий ЖЦК:
- формирование,
- рост,
- зрелость,
- спад.
Хочу поделиться с вами обобщенным опытом работы с компаниями на различных этапах жизненного цикла и контекста внедрения OKR. Далее разберем все этапы ЖЦК и особенности работы с OKR для каждого из них.
Особенности этапа Формирования
- Небольшая команда во главе с основателем (часто от 5 до 100 человек);
- Команда сфокусирована на достижении общей цели;
- Сотрудники готовы выполнять широкий фронт работ по различным направлениям: продажи, маркетинг, производство, логистика.
Особенности применения OKR:
- Сфокусироваться на самом важном, отсечь ненужные в текущий момент задачи;
- Формат 1-3 OKRs на уровне топ-команды;
- Пересмотр целей каждые 1-3 месяца, чтобы дать компании возможность более гибко работать с экспериментами.
Особенности этапа Рост
- Рост доли рынка и, как следствие, рост количества персонала;
- Возникает болезнь роста: то, что раньше делал один сотрудник, сейчас вызывает трудности у нескольких;
- Происходит процесс создания функциональных колодцев для централизации и наращивания компетенций.
На этой стадии применение OKR помогает «упаковать» деятельность конкретных функциональных колодцев так, чтобы минимизировать время на погружение новых сотрудников в контекст деятельности каждой из функций.
Особенности применения OKR на стадии Рост:
- Функциональные команды нацелены на оптимизацию своих процессов;
- Владельцами таких OKR выступают руководители функций/отделов;
- Цели ставятся на период 3-4 месяца;
- Целевое состояние и метрики связаны с повышением производительности подразделений, вовлеченностью людей и сокращением рутины.
Особенности этапа Зрелость
- Компании подвержены росту бюрократизации;
- Внедрять изменения становится сложнее;
- Высокая изоляция функциональных колодцев способствует росту качества работы конкретных подразделений, но не позволяет компании эффективно делать инициативы, затрагивающие несколько подразделений.
Довольно часто ситуацию по взаимодействию колодцев можно описать фразой: «К пуговицам претензии есть?». Сквозные процессы компании никто не хочет оптимизировать, а производственные циклы начинают сбоить.
Особенности применения OKR на стадии Зрелость:
- Фокус на работу в кросс-функциональных командах с общими целями;
- Цели ориентированы на оптимизацию производственных процессов и ускорению работы с инновациями;
- OKR имеет несколько циклов постановки (трех-/пятилетний, годовой, квартальный);
- Процесс работы с целями подталкивает руководителей на разном уровне вовлекаться в работу команды.
Основная цель внедрения OKR – повысить прозрачность результатов изменений, в которые компания инвестирует время команд.
Особенности этапа Спад
- Компания ищет новые драйверы для развития;
- Сотрудники работают длительное время и не хотят менять привычный (и оптимизированный под прошлое) формат работы.
Как стимулировать изменения в такой ситуации?
- Один из драйверов – инвестиции в развитие персонала, которые традиционно в ведении HR-функции.
- Второй – директора компаний, находящие новые ниши и возможности для перезапуска бизнеса.
Особенности применения OKR:
- OKR формируется с фокусом на рост новых бизнесов, снижение затрат и рисков по умирающим продуктам;
- Поощрение команды экспертов-энтузиастов, верящих, что новые продукты позволят сохранить бренд и аудиторию компании;
- Применение OKR вызывает высокое сопротивление у операционных подразделений.
OKR — распространенный подход для работы с изменениями, но работа с изменениями для каждого этапа ЖЦК, культуры и рыночного состояние отрасли будет отличаться.
Чтобы правильно сформулировать OKR, для начала поймите, на каком этапе сейчас ваша компания и на какие особенности стоит обратить внимание при формировании OKR. Это позволит вам сфокусироваться на том, что действительно важно именно для вашего бизнеса здесь и сейчас.