Все статьи

Иван Селеверстов

Business Agility Coach c опытом работы в разных сегментах бизнеса.

Развивает направления Business Agility, SAFe® и OKR в России. Публичные кейсы: ГНИВЦ, Вконтакте, Сбер Банк Беларуси, РТЛабс, СберЗвук Бизнес, NX Studio, Главстрой, КиноПоиск, Xsolla, Inpas Soft, Билайн.

Подробнее

OKR для разных этапов жизненного цикла компании

Дата: 03.05.2022

OKR (Objective and Key Results) многие компании выбирают для повышения фокуса и роста прозрачности работы над изменениями (Change-деятельности). При этом суть работы над изменениями будет отличаться для разных стадий жизненного цикла компании (ЖЦК).

Критерии перехода компании между стадиями достаточно субъективны. Более того, у тех, кто диверсифицирует свою деятельность и продуктовую линейку, разные линии бизнеса могут находиться на разных этапах ЖЦ. 

Классический подход выделяет 4 основные стадий ЖЦК:

  • формирование,
  • рост,
  • зрелость, 
  • спад.

Хочу поделиться с вами обобщенным опытом работы с компаниями на различных этапах жизненного цикла и контекста внедрения OKR. Далее разберем все этапы ЖЦК и особенности работы с OKR для каждого из них.

Особенности этапа Формирования

  • Небольшая команда во главе с основателем (часто от 5 до 100 человек);
  • Команда сфокусирована на достижении общей цели;
  • Сотрудники готовы выполнять широкий фронт работ по различным направлениям: продажи, маркетинг, производство, логистика.

Особенности применения OKR:

  • Сфокусироваться на самом важном, отсечь ненужные в текущий момент задачи;
  • Формат 1-3 OKRs на уровне топ-команды;
  • Пересмотр целей каждые 1-3 месяца, чтобы дать компании возможность более гибко работать с экспериментами.

Особенности этапа Рост

  • Рост доли рынка и, как следствие, рост количества персонала;
  • Возникает болезнь роста: то, что раньше делал один сотрудник, сейчас вызывает трудности у нескольких;
  • Происходит процесс создания функциональных колодцев для централизации и наращивания компетенций.

На этой стадии применение OKR помогает «упаковать» деятельность конкретных функциональных колодцев так, чтобы минимизировать время на погружение новых сотрудников в контекст деятельности каждой из функций.

Особенности применения OKR на стадии Рост:

  • Функциональные команды нацелены на оптимизацию своих процессов;
  • Владельцами таких OKR выступают руководители функций/отделов;
  • Цели ставятся на период 3-4 месяца;
  • Целевое состояние и метрики связаны с повышением производительности подразделений, вовлеченностью людей и сокращением рутины.

Особенности этапа Зрелость

  • Компании подвержены росту бюрократизации;
  • Внедрять изменения становится сложнее;
  • Высокая изоляция функциональных колодцев способствует росту качества работы конкретных подразделений, но не позволяет компании эффективно делать инициативы, затрагивающие несколько подразделений.

Довольно часто ситуацию по взаимодействию колодцев можно описать фразой: «К пуговицам претензии есть?». Сквозные процессы компании никто не хочет оптимизировать, а производственные циклы начинают сбоить.

Особенности применения OKR на стадии Зрелость:

  • Фокус на работу в кросс-функциональных командах с общими целями;
  • Цели ориентированы на оптимизацию производственных процессов и ускорению работы с инновациями; 
  • OKR имеет несколько циклов постановки (трех-/пятилетний, годовой, квартальный);
  • Процесс работы с целями подталкивает руководителей на разном уровне вовлекаться в работу команды. 

Основная цель внедрения OKR – повысить прозрачность результатов изменений, в которые компания инвестирует время команд. 

Особенности этапа Спад

  • Компания ищет новые драйверы для развития;
  • Сотрудники работают длительное время и не хотят менять привычный (и оптимизированный под прошлое) формат работы.

Как стимулировать изменения в такой ситуации?

  • Один из драйверов – инвестиции в развитие персонала, которые традиционно в ведении HR-функции.
  • Второй – директора компаний, находящие новые ниши и возможности для перезапуска бизнеса. 

Особенности применения OKR:

  • OKR формируется с фокусом на рост новых бизнесов, снижение затрат и рисков по умирающим продуктам;
  • Поощрение команды экспертов-энтузиастов, верящих, что новые продукты позволят сохранить бренд и аудиторию компании; 
  • Применение OKR вызывает высокое сопротивление у операционных подразделений. 

OKR — распространенный подход для работы с изменениями, но работа с изменениями для каждого этапа ЖЦК, культуры и рыночного состояние отрасли будет отличаться. 

Чтобы правильно сформулировать OKR, для начала поймите, на каком этапе сейчас ваша компания и на какие особенности стоит обратить внимание при формировании OKR. Это позволит вам сфокусироваться на том, что действительно важно именно для вашего бизнеса здесь и сейчас.

Сертифицированный Мастер OKR
Двухдневный онлайн-интенсив, после которого участники смогут запускать и развивать OKR в компании, поддерживать работу множества команд по OKR. Курс освещает важные детали планирования, еженедельного прогресс-собрания и обзора OKR, а также дает инструменты для адаптации дизайна всех встреч под контекст компании.

Поделиться

VK
Telegram