Компетенции практика OKR
Дата: 24.10.2023
Все больше компаний применяют OKR (Objectives and Key Results), чтобы согласовать работу различных подразделений в направлении ключевых фокусов компании, а также обеспечить мониторинг и достижение результатов по ним. Какими компетенциями вы должны обладать, чтобы успешно работать в этом подходе к постановке и достижению стратегических целей?
Различать операционную деятельность и развитие
Вы работаете в команде, которая создает новые или развивает существующие продукты, услуги или бизнес-процессы, а эксплуатацией, обслуживанием клиентов и поддержкой сотрудников занимается другое подразделение? Если так, значит, ваша компания разделила операционный и мир развития. Однако, не всем так повезло. Зачастую внедрение OKR – это старт настройки процессов развития бизнеса, когда еще нет выделенных под развитие подразделений и сотрудников. И в пилотных OKR-командах сотрудники какое-то время вынуждены работать одновременно как в новом пугающем мире развития, так и в старом привычном и комфортном мире операционки.
Ответы на какие вопросы вы должны знать:
- Как связаны метрики операционной деятельности и развития?
- Как выбираются ключевые метрики операционной деятельности? А как выбираются метрики по развитию? В чем разница?
- Может ли одна и та же метрика быть ключевой и в операционной деятельности, и в развитии?
Разделять Agile-мышление
OKR – это способ ставить и достигать цели в области высокой неопределенности, когда никто заранее не знает четкого плана. Это требует не просто навыков, но укрепившегося гибкого мышления в головах участников процесса:
- Можно начать двигаться к цели без четкого плана – это не страшно, ну, может немного, но не фатально, а поэтому мотивирует.
- Можно корректировать план на ходу без жалости и упреков. Мы круты не в умении заранее все верно продумать, а в умении вовремя и быстро понять, что идем не туда и скорректировать направление.
- Наш успех основан на постоянном обучении и самоулучшении: как лучше понимать и удовлетворять потребности нашего клиента, а также как видеть свои проблемные зоны и превращать их в зоны роста – именно постоянный рост нашей зрелости позволяет нам двигаться вперед.
Формировать работающие OKR
Ключевые отличия OKR от более старых систем MBO (Management By Objectives), KPI (Key Performance Indicators) и BSC (Balanced Scorecard):
- Постановка целей на короткие временные периоды: не годовые или не только годовые, но и декомпозиция на квартальные цели – и не сразу на все 4 квартала года, а последовательно от квартала к кварталу на основе результатов по тактическим целям корректировать направление движения по годовым стратегическим целям.
- Выбор таких метрик в ключевые результаты целей, по которым мы могли бы каждую неделю получать объективную обратную связь: то мы делаем или не то – чтобы каждую неделю иметь возможность скорректировать план работ и тем самым обеспечить достижение цели.
Поэтому вы должны уметь формировать такие OKR, которые станут максимально не толерантны к бессмысленной работе, которая всегда есть в ваших планах и не просто не продвигает вперед, но тормозит вас.
Ответы на какие вопросы вы должны знать:
- Отличие запаздывающих и опережающих метрик?
- Отличие метрик действия и эффекта?
- Какие метрики легко измерять? А какие сложно?
- На какие метрики легче влиять? А какие метрики сложно улучшать?
- Какие метрики должны быть в годовых целях компании? А какие метрики должны быть в квартальных целях команд?
Понимать структуру квартального цикла OKR
Разумеется, вы должны понимать структуру квартального цикла OKR: цели, повестку, периодичность и состав участников всех OKR-встреч – планирование OKR, еженедельное прогресс-собрание и обзор OKR.