Все статьи

Сергей Рогачев

Agile-коуч, эксперт в Agile-трансформации крупных компаний.

Развивает SAFe® и OKR в России, продюсер исследования «Agile в России», конференций Enterprise Agile Russia и OKR Russia. Публичные кейсы: Монитор Электрик, РТЛабс, Газпром нефть, ХМАО, HeadHunter, Главстрой, Xsolla, Администрация города Саратов, Билайн, DSSL и Сбербанк.

Подробнее

Инструменты формирования OKR #1: SWOT/TOWS

Дата: 10.05.2023

Первая статья проекта «Инструменты OKR». Рассмотрим SWOT/TOWS — инструмент выработки стратегических, зачастую годовых, а то и более длительных целей.

Посмотрим на бизнес, компанию или подразделение с точки зрения внутренних и внешних факторов:

  • Сильных сторон (Strengths).
  • Слабых сторон (Weaknesses), которые мы почему-то до сих пор не можем починить.
  • Возможностей (Opportunities) — что мы могли бы сделать: они лежат прямо перед нами, но мы почему-то до сих пор не можем их ухватить.
  • Рисков (Threats) — что нас настигает, что может навредить нам.

Возьмем конкретный пример — владелец ресторанной сети проводит анализ своего бизнеса:

  • Сильные стороны: хорошая финансовая подушка, а также его сеть ресторанов славится кондитерскими изделиями.
  • Слабые стороны: высокая текучка кадров и ветхий фонд зданий, но он ничего пока с этим не делает.
  • Внешние факторы: на рынке развивается гастротуризм, но ресторанная сеть пока никаких предложений для этого не делает, и, в принципе, у людей есть деньги, но ресторанная сеть пока никаких VIP-предложений не имеет.
  • Угрозы: ЗОЖ и, конечно же, конкуренты не дремлют.

Отлично, мы посмотрели с высоты птичьего полета на то, что представляет из себя бизнес сейчас. Что с этим делать? Как сформировать цели по изменению бизнеса? Применяем TOWS:

  • SO (Strengths — Opportunities), отвечаем на вопрос: с помощью какой сильной стороны и какую возможность мы могли бы захватить?
  • ST (Strengths — Threats): с помощью какой сильной стороны и от каких угроз мы могли бы защититься?
  • WO (Weaknesses — Opportunities): если мы захватим с помощью сильной стороны какую-то возможность, то какую слабую сторону мы сможем закрыть фиговым листочком?
  • WT (Weaknesses — Threats) — как можно убить двух зайцев одновременно: слабые стороны и угрозы?

По сути это ретроспектива. Мы формируем план действий. Владелец сети говорит — отлично, значит, надо направить весь наш маркетинг, всю рекламу на то, чтобы заявить, что мы первая ресторанная сеть для гастротуриста, прославимся на рынке, а там разберемся, как это реализовать. Дальше — конкурентов мы также задавим интенсивным продвижением. И вот здесь начинается самое интересное. Второй аспект нашей стратегии — если мы захватим гастротуристов, то появляется новый приток выручки. Текущую клиентскую базу мы, конечно же, удерживаем. Но у нас появляется новая выручка, и почему бы эту выручку не выводить в дивиденды, а направить на починку слабых сторон? Ну, и ремонт или приезд — тут ничего нового придумать не смогли.

Итого, на рыжем стикере сформирована стратегия в формате OKR (Objective and Key Results): с одной стороны растим выручку от гастротуризма, а с другой стороны эту выручку перенаправляем на починку проблем с нашими слабыми сторонами и анализируем ее по метрике удовлетворенности сотрудников.

Сертифицированный Мастер OKR
Двухдневный онлайн-интенсив, после которого участники смогут запускать и развивать OKR в компании, поддерживать работу множества команд по OKR. Курс освещает важные детали планирования, еженедельного прогресс-собрания и обзора OKR, а также дает инструменты для адаптации дизайна всех встреч под контекст компании.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram