Все статьи

Сергей Кузин

Agile-коуч и OKR-коуч в Авито.

Автоматизация OKR в Авито

Дата: 06.11.2024

Что делать, когда электронных таблиц для работы с OKR уже недостаточно? Какие пререквизиты нужно выполнить, чтобы нырять в автоматизацию? Какие преимущества дает автоматизация?

Содержание

История OKR в Авито

Product&Tech — это подразделение Авито, которое занимается продуктовой разработкой. Это большое подразделение, в котором работает 2500 человек. На текущий момент примерно 400 команд ставят OKR и около 2000 отдельных OKR уже заведено в систему.

История OKR в Авито

Перешли с проектных на кросс-функциональные команды и начали использовать OKR.

Из одной большой продуктовой группы у нас выделились вертикали, как центры создания ценности, тогда же начали внедрять product discovery, discovery-спринты, он же dual track.

Из-за COVID все превратились в распределенные команды и компании. Начали работать удаленно. И по стечению обстоятельств в 2020 году у Авито появился продуктовый портфель. Это такая штука, которая позволяет запускать большие продукты, какие-то не летящие продукты закрывать, перераспределять ресурсы команд на более ценные штуки, которые лучше бьют в стратегические цели компании.

У OKR появляется владелец процесса. То есть до этого OKR в компании использовались совсем децентрализованно, кто как понимал. Началась разработка инструмента, явное описание единой методологии и пилотный запуск инструмента.

Ознаменовался тем, что всем отключили Google-сервисы, в частности Google Sheets, в которых жили все OKR. И Google в этом плане очень сильно помог масштабировать инструмент. Соответственно, весь Product&Tech заехал в OKR Tool, потому что Google Sheets стали одним днем недоступны. Дальше OKR Tool начали использовать не только в Product&Tech, но и за его пределами, например, в маркетинге, продажах, поддержке. Они тоже почувствовали преимущество этого инструмента.

  • Происходит непрерывное развитие OKR Tool.
  • Разрабатывается дерево целей для установления связи между стратегическими и командными целями.
  • Возникла необходимость в автоматизации, поскольку существуют различные форматы ведения OKR и уровни зрелости, что затрудняет выравнивание команд.
  • Появились вопросы о том, кто установил определенные цели, каковы их намерения и какое влияние они окажут на сотрудников.
  • Также возникла необходимость в эффективном мониторинге выполнения OKR и получении актуальной информации о ходе их реализации. Эти сложности усиливаются с увеличением количества команд и разнообразием подходов к ведению OKR.

Автоматизация OKR

К сожалению, сразу не было возможности построить единое дерево целей, связывающего стратегические цели и цели команд, так как Google Sheets перестали справляться с теми объемами целей, которые туда положили. Многочисленные вкладки и файлы приводили к задержкам в работе и затрудняли одновременное участие большого количества пользователей в процессе установки целей. В связи с этим возникла необходимость поиска альтернативного инструмента.

В Авито достаточно развитая продуктовая культура, в которой описан классический путь внедрения, разработки какого-то продукта. В данном случае это внутренний продукт для внутреннего использования. Было создано и согласовано собственное руководство по OKR, то есть выделены общие правила. На основе этих правил сформировали Vision и Backlog, изучили решения других компаний и реализацию конкретных функций, которые хотели включить в свой инструмент. Было начато раскатывание, создан MVP-инструмент, запущен пилот, проведено обучение и разработаны инструкции. Затем Google отключил свои сервисы, что способствовало завершению тестирования MVP и переходу в производственную среду. В результате все перешли на OKR Tool в течение недели. Благо, все необходимые приготовления уже были завершены. В настоящее время функционал расширяется по мере выявления востребованных элементов или необходимости решения конкретных проблем.

Компания располагает 3000 разработчиков, что позволяет ей справляться с разработкой продуктов. Внутри компании имеются команды, занимающиеся разработкой внутренних инструментов для сотрудников. Одна из таких команд взяла на себя разработку продукта. Это классическая кросс-функциональная команда составом в 10 человек, в которую входят:

  • методолог – заказчик;
  • продакт-менеджер – обеспечивает соблюдение продуктового подхода, то есть формирует бэклог, помогает организовывать интервью, UX-тестирование, заботится о дизайне и так далее;
  • Team Lead – линейный руководитель разработчиков, отвечающий за техническую составляющую;
  • бэкендеры и фронтендеры.
Основной интерфейс системы

Можно указать период, на который нужно посмотреть цели, выбрать команду, и сразу станет видно ее ОКRы. Здесь указаны ответственные за тот или иной ОКR. Также доступны формулировки целей (Objective) и ключевых результатов (Key Results), вес ОКR, фактическое значение и прогноз его выполнения в процентах.

Детальное отображение OKR
На странице отображается информация о подразделении, вышестоящем по отношению к команде или кластеру. В подразделении имеется несколько команд, которые можно свернуть или развернуть. При разворачивании отображаются OKR (ключевые результаты) конкретной команды. Также доступен просмотр сводных результатов подразделения, которые рассчитываются по определенной математической модели с учетом весов, определяемых командами. На странице можно редактировать OKR, которые делятся на три типа: числовые, проектные и бинарные.
Родительские и дочерние цели
Прототип дерева целей

В настоящее время OKR Tool используют более 400 команд, которые уже второй квартал устанавливают OKR в этом инструменте. Авито успешно преодолели отключение сервисов Google и чувствуют себя хорошо. Целеполагание команд работает так же эффективно, как и раньше, даже лучше. Смежные функции, такие как маркетинг и продажи, заинтересовались инструментом и изъявили желание его использовать. Это свидетельствует о его полезности и востребованности.

Проблемы

Но были выявлены некоторые проблемы.

В частности, текущая система целеполагания характеризуется привязкой к организационной структуре. Существуют OKR для команд, подразделений, кластеров и дирекций, которые все вместе связываются в каскад. Для упрощения использования этого каскада необходимо отвязать цели от организационной структуры, сделав организационную структуру здесь вторичной, а цель – первичной.

Кроме того, наблюдается потребность в дорожных картах (roadmaps) в дополнение к OKR. В настоящее время такой функционал отсутствует, но его реализация может быть целесообразной.

Рекомендации

При принятии решения об автоматизации рекомендуется ответить на следующие вопросы:

  • Необходима ли автоматизация в настоящий момент?
  • Или можно подождать и пожить с теми же самыми Google Sheets и какими-то другими более простыми инструментами?
  • Какие кейсы использования OKR существуют в компании?
  • Какой функционал является важным, а какой неважным?

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Практик OKR

На выходе участники курса понимают составляющие OKR-фреймворка (роли, события, артефакты), получают навыки постановки OKR, а также понимают, какие шаги необходимо предпринять для начала внедрения OKR у себя в компании или команде

Зарегистрироваться