Все статьи

Сергей Рогачев

Генеральный директор «Лидеры изменений», Agile-коуч, эксперт в Agile-трансформации крупных компаний.

Развивает SAFe® и OKR в России, продюсер исследования «Agile в России», конференций Enterprise Agile Russia и OKR Russia. Публичные кейсы: Солар, Монитор Электрик, РТЛабс, Газпром нефть, ХМАО, HeadHunter, Главстрой, Xsolla, Администрация города Саратов, Билайн, DSSL и Сбербанк.

Подробнее

Советник, которому доверяют

Дата: 29.07.2025

В современном консалтинге и управлении изменениями работа советника выходит далеко за рамки предоставления экспертных решений. Самый ценный консультант — это доверенный советник, на которого можно опереться не только в вопросах бизнеса, но и в поиске выхода из сложных ситуаций. Статья ориентирована на всех: ведь каждый из нас когда-либо был как в роли клиента, к примеру, при общении с юристом, стоматологом или фитнес-тренером, так и в роли консультанта, к примеру, когда к вам пришел коллега или знакомый за советом. Это мои размышления по итогам прочтения книги «Советник, которому доверяют» Дэвида Майстера, Роберта Галфорда и Чарльза Грина, которая, уверен, изменит как мой собственный стиль работы, так и всех партнеров компании «Лидеры изменений».

Содержание

Клиент и консультант — в чем проблема?

Типичную проблему взаимодействия клиента и консультанта можно продемонстрировать таким диалогом:

У нас уникальная проблема…

Что происходит в голове консультанта в этот момент:

У кого из моих прошлых клиентов было что-то похожее?

Какой наш готовый продукт может здесь подойти?

В какой-то момент появляется ответ:

Извините, что перебиваю, но, кажется, все понятно – вам поможет вот это!

А что происходит в этот момент в голове клиента? Кстати, а что происходило там все время с начала беседы?

Как я могу ей доверять?

Кто такой доверенный советник?

Ниже представлена эволюция взаимоотношений клиента и консультанта.

Эволюция взаимоотношений клиента и консультанта Дэвида Майстера
Подход, основанный на… Фокусируется на… Энергия тратится на… Клиент получает… Индикаторы успеха
продукте ответах, экспертизе, предоставлении сведений объяснения информацию своевременность и качество
удовлетворении потребностей проблемах бизнеса решение проблемы решения разрешение проблемы
взаимоотношениях организации клиента объяснения проблемы и ее решении идеи повторные заказы
доверии клиенте как личности понимание клиента уверенность в принятых решениях варьируется, например, более высокие ставки

Как клиент видит доверенного советника:

  1. Легко понимает нас, и мы ему нравимся.
  2. Последователен: мы можем полагаться на него.
  3. Всегда помогает нам взглянуть на вещи свежим взглядом.
  4. Не вынуждает нас совершать какие-либо поступки.
  5. Помогает нам обдумывать и принимать решения.
  6. Не подменяет свои решения нашими.
  7. Не паникует и не слишком эмоционален, остается спокойным.
  8. Помогает нам думать и отделяет нашу логику от эмоций.
  9. Критикует и поправляет нас осторожно и заботливо.
  10. Мы можем полагаться на то, что он говорит нам правду.
  11. Готов работать на долгосрочной основе (отношения для него более важны, чем текущая прибыль).
  12. Предлагает аргументы (чтобы помочь нам думать), а не просто готовые решения.
  13. Предлагает нам выбор, объясняя, что стоит за ним. Предлагает свои рекомендации и позволяет самим решать.
  14. Оспаривает наши предположения, помогая нам раскрыть ложные предпосылки, на основании которых мы работали.
  15. Мы ощущаем себя с ним комфортно и ненапряженно (хотя он все воспринимает серьезно).
  16. Ведет себя как личность, а не как представитель должности.
  17. Всегда на нашей стороне и всегда показывает, что искренне заинтересован в нас.
  18. Помнит все, что мы когда-либо говорили (не обращаясь к записям).
  19. Всегда благороден. Он не сплетничает о других (мы доверяем его этическим ценностям).
  20. Помогает нам понять наши проблемы в контексте, часто используя для этого метафоры, истории и анекдоты (совершенно уникальных проблем на самом деле очень мало).
  21. Обладает чувством юмора, чтобы снять напряжение в сложных ситуациях.
  22. Прозорлив (иногда не так, как мы).

Если вы дочитали до этого места, значит, вам интересен полезный контент о современных методах управления. Чтобы узнавать про новые статьи, видео и бесплатные мероприятия, подписывайтесь на Telegram-канал Enterprise Agile Russia.

Формула доверия – на чем оно строится?

Формула доверия
Формула доверия Дэвида Майстера
Компонент Сфера Пример Плохие признаки
Достоверность Слова Я могу доверять ему, когда он говорит о… Болтун
Надежность Действия Я могу доверять ему в… Безответственный
Близость Эмоции Я чувствую себя комфортно, обсуждая это… Технарь
Уровень ориентации на свои интересы Мотивы Я верю, что он действительно заботится о моем деле… Неискренний

Все консультанты понимают, что надо развивать свои экспертные знания в области компонента достоверность. Опытные консультанты или бывшие менеджеры понимают важность поддержания в себе дисциплины в области компонента надежность. Управляющие партнеры консалтинговых компаний должны развивать в себе компетенции взаимодействия с клиентами в области компонента близость.

Но арифметика показывает, что, вероятно, более значимым для увеличения доверия будет не столько увеличение значений в компонентах числителя, сколько уменьшение значения в знаменателе формулы — компоненте уровня ориентации на свои интересы.

Помехи концентрации на клиенте:

  • Эгоизм.
  • Завышенная самооценка.
  • Потребность мелькать в первых рядах.
  • Желание выглядеть чрезвычайно умным.
  • Строго определенный план действий в отдаленном будущем.
  • Желание сразу же предложить решение.
  • Желание победить, которое выше желания помочь.
  • Желание быть или казаться правым.
  • Желание казаться тем, кто привносит ценность.

Клиент это чувствует, когда вы:

  1. Стремитесь связывать его историю со своими.
  2. Стремитесь слишком быстро завершать за них начатые фразы.
  3. Стремитесь заполнять паузы в беседах.
  4. Хотите казаться ярким, остроумным и т.д.
  5. Не можете открыто ответить на прямой вопрос.
  6. Боитесь сказать: «Я не знаю».
  7. Упоминаете имена других клиентов.
  8. Декларируете свою высокую квалификацию.
  9. Стремитесь слишком быстро дать ответ.
  10. Стремитесь всегда подводить черту.
  11. Формулируете вопросы, ответы на которые заранее известны.
  12. Выдвигаете гипотезы или формулируете проблемы прежде, чем клиент сам озвучит их.
  13. Пассивно выслушиваете. Нет сигналов о том, что его выслушивают.
  14. Отношение к нему как к телевизионному диктору (просто источник информации).

Экономика доверия — в чем выгода?

Попробуем оценить, насколько сильно доверие между клиентом и консультантом влияет на итоговые результаты взаимодействия для обеих сторон.

Клиенты Достоверность + Надежность + Близость / Уровень ориентации на свои интересы = Коэффициент доверия
Самый любимый оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 / оцените по шкале 1-10 = ?
Типичный оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 / оцените по шкале 1-10 = ?
С которым не срослось оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 + оцените по шкале 1-10 / оцените по шкале 1-10 = ?

В книге Дэвид Майстер показывает сравнительный расчет коэффициента доверия новых и старых клиентов — разница в 4 раза!

Соотношение результатов наших двух сценариев как раз и представляет собой «экономический интерес», получаемый от доверительных отношений.

Как многие другие исследователи, мы обнаружили в нашей работе с клиентами — профессионалами в области оказания услуг, что стоимость развития отношений с новым клиентом в 4-7 раз выше, чем стоимость развития отношений с уже существующим клиентом. Уравнение доверия дает нам понимание, почему это так и что из этого следует.

Это отношение между «развитым» и «неразвитым» доверием – хорошая параллель соотношению между очень рентабельным и очень нерентабельным бизнесом. Отношения с высокой степенью доверия высокорентабельны. Следовательно, стратегия на основе доверия — экономически выгодная стратегия.

Воронка построения доверия — как его развивать?

Как конкретно развивать в себе навыки доверенного советника, конечно же, я описывать не буду — прочитайте книгу «Советник, которому доверяют» Дэвида Майстера, Роберта Галфорда и Чарльза Грина.

Но приведу краткое описание 5 последовательных и обязательных этапов построения доверия между клиентов и консультантом, чтобы вы могли использовать это как справочник.

Автор:

Поделиться

VK
Telegram

Школа — «Scrum Master»

Базовый курс для тех, кто хочет разобраться в фреймворке Скрам с акцентом на роли Скрам-мастера, систематизировать свои знания и расширить арсенал инструментов и практик. Полученные знания студенты применяют на своих рабочих командах уже в ходе прохождения курса. а студенты без рабочих команд получают дополнительные артефакты для отработки навыков.

Зарегистрироваться